Коллекция фотоснимков автомобилей на улицах советских городов, сделанных в 1950-70-е годы, напомнит вам о том, какими были эти улицы в те времена, когда советские автомобили считались отличными, а других и вовсе не было.
Для советского человека ходовой «Запорожец» 1977 года был предметом небывалой роскоши. И даже если деньги находились, люди отстаивали очереди на приобретение заветного транспорта.
Сейчас это сложно представить, ведь на сегодняшний день рынок автомобилей переполнен разными вариантами – начиная от японского автопрома, заканчивая российским производством. И кажется, что за отечественным транспортом советского периода можно наблюдать только в старых фильмах.
А вот и нет – ретро автомобили встречаются даже на дорогах Красноярска. Ефим Гуревич занимается покупкой и кастомайзингом ретро автомобилей вот уже девять лет. СибРепорт встретился с молодым человеком, чтобы поздравить его с приближающимся юбилеем клуба, узнать о будущих проектах, вспомнить про угоны и поговорить о положении винтажных машин в России.
![](https://static.tildacdn.com/tild3733-3464-4464-a533-663663326533/1296fad7-c50d-438c-8.jpg)
Нашу редакцию Ефим встретил сразу с показа своего главного и любимого «технического монстра» - красного Железожуя. Или «Жели», как его ласково называет сам молодой человек. Их первая встреча произошла летом 2014 года и стала судьбоносной для них обоих.
Катался я как-то с друзьями на велосипедах, и наш разговор зашёл о Запорожцах. «Да Запорожец сейчас нигде не найти!»- сказал я, но мой друг вдруг воскликнул: «Тогда что это?». Обернувшись, я увидел его - это был красный, полуразобранный, с многовековым слоем чёрной грязи, ушастый Запорожец! Естественно, приехав домой, я сразу же все рассказал отцу. Он, будучи просвещенным о моей давней лихорадке, сказал, что мы всё-таки попытаемся что-нибудь сделать. Запорожец стоял на территории фирмы, которая занимается ремонтом двигателей. Изначально я хотел купить лишь «крылья коммунизма» с «морды» авто и его руль. Но на тот момент хозяина там не было, и работники посоветовали приехать позже. Вернулись мы спустя три дня. Тогда я и познакомился с Александром. Он был руководителем Мото-Театра в Красноярске (потом долгое время Ефим сам участвовал в его выступлениях). Застали мы его в момент разговора с его женой. Как оказалось, его супруга была одноклассницей моего папы. Разговор продолжался сам собой, и в конце хозяин автомобиля разрешил мне заниматься Запорожцем в его боксе. Так и началась эта длинная история, - смеется Гуревич-младший.
И они начали. Сейчас Железожуй полностью на ходу. Ребята занимались его починкой самостоятельно – искали необходимые детали по помойкам и старым складам, узнавали строение машин из книг и интернета, копили на новую технику. В результате Запорожец стал не просто частью большой коллекции, а настоящим символом их будущего детища –Retro Guys Garage.
![](https://static.tildacdn.com/tild3461-3663-4539-a134-333632373763/zA4E48m5gCKWj0wc7Xrs.jpg)
RGG - это клуб, объединяющий людей по интересам к ретротехнике. Мы с любовью занимаемся поиском, исследованием, восстановлением и кастомом старинных автомобилей. Мы создаем технику, которой ранее в природе не было. У нас в клубе не только механики, но и дизайнеры, промоутеры, рекламщики. И все пришли сюда с одной целью - «прикоснуться к истории». Мы делаем это при помощи работы с ретротехникой, - объясняет Ефим.
Официально движение было основано 10 августа 2018 года, но зарождение самой идеи создать объединение появилось в 2014 году. Тогда 13-летний Ефим вместе с двумя своими одноклассниками – Денисом и Пашей, и с их общим другом Иваном, искали детали для машин и выкупали их по мере возможностей.
Постепенно состав единомышленников менялся и расширялся. Свое название любители ретротехники меняли трижды. Так, сначала появилось «Общество защиты запорожцев: металлоломные войска», затем «Akas Gang».
В 2018 году, когда мы сделали веломобиль на базе «инвалидки» и нас позвали на выставку, мы понимали, что не можем быть просто ребятами из ниоткуда. Тогда мы серьезно сели за стол переговоров, и именно там родилось название «Retro Guys Garage». Сейчас оно является нашей визитной карточкой.
За названием последовали и логотип, и опознавательная эмблема, которая сейчас украшает все работы молодых мастеров. Так, от маленькой компании любителей ретротехники, участники клуба превратились в профессионалов своего дела и продолжают расти в этом направлении.
![](https://static.tildacdn.com/tild3361-6437-4133-a633-616561656530/e7YrjVvUvnDqpN_faZC_.jpg)
Сейчас Ефим и его команда занимается исключительно кастомом машин и обижается, когда их клуб воспринимают как автосервис.
Справка: Кастом – это изготовленный на заказ автомобиль-это пассажирский автомобиль, который был либо существенно изменен для улучшения его характеристик, часто путем изменения или замены двигателя и трансмиссии; сделан в личном стиле, используя лакокрасочные работы и аксессуары вторичного рынка, чтобы сделать автомобиль непохожим на любой автомобиль, поставленный с завода; или некоторая комбинация того и другого.
Заказы на «стайлинг авто» ребята принимают охотнее. Для того, чтобы придумать особенный концепт для клиентов, привлекают к работе личных дизайнеров. По словам Ефима Гуревича, можно воплотить в жизнь любую идею, главное - понимать возможности финансовых расходов. Так что все проекты обсуждаются индивидуально.
![](https://static.tildacdn.com/tild6566-3566-4463-b264-343630393861/CDKJ2v1N6PMZmxThX3rB.jpg)
Знаменит «Retro Guys Garage» и своим скандалом в СМИ. Осенью прошлого года общественный резонанс получила история с украденным Запорожцем.
Любитель металлолома украл раритетный автомобиль, который дизайнеры поднимали со дна реки в Красноярске самостоятельно.
![](https://static.tildacdn.com/tild3733-3935-4638-a331-666262336133/23757b93-2eae-4134-b.jpg)
Приятели вместе с Ефимом притащили кузов на свой участок и уже частично приступили к реализации грандиозного проекта, как вдруг машина, вернее то, что от нее осталось, бесследно исчезла. А дальше все как в лучших детективах: поиск виновника и попытка добиться справедливости.
Несколько лет назад у нас уже крали машины. И это уже был четвертый Запорожец, который нагло угоняли. Мы поехали в полицию, написали заявление. Указали это как кражу кузова автомобиля, который выполнял функции декора участка. Связались с соседями, которые нам рассказали, что в пятницу приезжала машина, где мужчина присматривался к раритету, но у них была собака, которая и спугнула воришку.
Приехал вор на следующий день, когда поблизости никого не было. В результате при помощи сцепления неизвестный мужчина забросил чужую собственность в кузов и уехал.
Автолюбители кинули клич по всем соцсетям в поисках очевидцев. Откликнулись не только внимательные красноярцы, но и наши коллеги с других СМИ.
Люди писали разные комментарии, как правдивые, так и нет. Была информация, что похожий под описание грузовик выезжал на парковку возле Студгородка. Когда мы приехали, там дежурил охранник. Он нам клялся, что ничего не видел, но, как оказалось, нагло врал.
![](https://static.tildacdn.com/tild3930-6338-4264-b133-333130353330/94ad9103-0655-481f-9.jpg)
Нашли владельца грузовика благодаря неравнодушному пользователю сети, который заснял проезжающий мимо грузовик с тем самым Запорожцем. На видео попал номер, который и поставил финальную точку в расследовании.
Мы поехали искать по каждой «приемке» металлолома. Нас встречали адекватные люди, которые спокойно пропускали осмотреть помещение после того, как мы рассказывали им свою историю. В результате в одном из таких помещений мне говорят, что никакого Запорожца не было, вы можете пройти посмотреть. Мы уже пошли смотреть, когда один из «работяг» внезапно вспомнил, что его привозили в понедельник и показывает все, что от него осталось.
Обломки, которые были спрессованы в куб. Вот так грустно закончилась история одного нереализованного творения.
Я начинаю сбрасывать детали (или то, что от них осталось) в кучу. В этот момент приходит приемщик и начинает возмущаться: «зачем скидываете детали?». В результате вызываем полицию.
Выяснилось, что пункт прием вел серую бухгалтерию и лицензию на свою деятельность не имел. В результате имущество было описано, а все причастные дали свои показания.
Закончилось все как в русских боевиках. Мы поехали в отдел и в этот момент, прямо мимо нас проезжает тот самый грузовик. Мы с ребятами тут же разворачиваемся и начинаем ехать за ним. В итоге мы его догнали уже на промзонах, которые на Калинина. Выходим, начинаем спрашивать владельца про машину. Вор во всем сознался, а мы его пригласили с нами в полицейский участок. Сначала хозяин грузовика отпирался, конечно, но когда мы ему сказали, что у правоохранителей есть номер его машины, поехал без лишних вопросов.
Судиться молодой человек не хотел. Дело было исключительно в исторической ценности машины. И в том, сколько труда было вложено, чтобы ее достать.
![](https://static.tildacdn.com/tild3636-6239-4536-b166-316534356434/a24b2f1d-cdf2-4faa-b.jpg)
Договорились с ним в итоге на небольшую сумму, которая покрыла наши затраты. Он мне возместил все. И на этом история закончилась. Запорожца, к сожалению, не вернуть. Для нас это было, конечно, роскошью – авто было известным еще в нулевых годах. Грустно, что история автомобиля закончилась именно так, но классно, что мы в этот раз довели до конца расследование и, как мы надеемся, отбили желание у других у нас воровать.
Напоследок интересуемся у Ефима Гуревича, какие проекты у них впереди и что ждет ретролюбителей с увеличением цен на детали?
Если говорить про рынок деталей для советских автомобилей, то там все стабильно. Никаких существенных изменений нет. А в планах у нас довести до конца сразу несколько проектов. Это «Москвич» 407-ой на агрегатах 41-ого «Москвича». Получится настоящая «дурмашина». Дорабатываем наш минивэн на базе «инвалидок» и «Оки» - такой туристический, клубный автомобиль получится.
![](https://static.tildacdn.com/tild6566-3661-4237-b430-646661343232/enh8Ku3x4c0zjWjdW3zw.jpg)
До встречи на дорогах Красноярска!