Рост цен на продукты в магазинах, подорожание бытовой химии, предметов личной гигиены, автозапчастей, перелетов, кажется, сейчас уже не осталось ни одной сферы, которой бы не коснулись санкции. На форумах автолюбителей мы заметили, что количество сообщений о том, что в последнее время стало сложнее застраховать свой автомобиль в нашем регионе, выросло. Чаще всего в таких месседжах встречаются праворукие машины.
Мы связались с одним из авторов сообщений Михаилом Васильевым. Мужчина занимается подбором и перепродажей автомобилей в Красноярске. Он рассказал, что в последнюю неделю столкнулся с новым для него вызовом - невозможностью застраховать авто своего клиента:
"Мы приехали в ГАИ на автомобиле Honda Fit 2003 года. У авто не было ни одного ДТП, ни одного расчета по ОСАГО, по всем базам машина "чистая". В ГАИ прошли все техосмотры и далее пошли оформлять страховку для будущего владельца транспортного средства. Ему 45 лет, скидка по страховке максимальная, ДТП у него никогда не было. В итоге в "Альфе" пришел отказ, якобы "база не пропускает правый руль". Та же история в "РЕСО" и "Ингосстрахе". Думали, может, в менее крупном городе застрахуют, владелец поехал в Канск, там ему везде также отказали, объясняя это тем, что "правый руль больше не страхуют из-за больших выплат при ДТП, мол, цены выросли из-за курса валют". Так человек без страховки пока и ездит"
Фото Михаила Васильева.
При этом, отмечает Михаил, еще осенью он страховал с клиентом Honda Logo 1999 года в "Альфе" без проблем, с учетом того, что у владельца транспортного средства были в истории ДТП.
Мы поговорили с красноярским страховым агентом с почти 30-летним стажем Наталией Шеходановой, чтобы узнать, связано ли это с внешнеэкономической ситуацией.
Наталия Шеходанова. Фото с личной страницы во ВКонтакте.
"Еще до всех этих событий (спецоперации в Украине. прим.СибРепорт) планировалось много изменений в ОСАГО и они были приняты, и уже начали вступать в силу. Проблемы с оформлением ОСАГО существуют столько, сколько есть закон об ОСАГО, то есть примерно 20 лет. Старые автомобили никто не хочет страховать, потому что по ним очень плохая статистика, по ним, как правило, в «анамнезе» эксплуатация в виде такси, какие-нибудь молодые водители, в общем, весь убыточный сегмент на них ездит, ремонтировать их очень дорого, запчастей нет. Сейчас, мне кажется, стало не лучше и не хуже. Просто проблема была и проблема осталась"
Эксперт также отметила, что отказать в заключении договора ОСАГО ни одна страховая компания никакому клиенту не может, если:
- у него все в порядке с документами;
- если он владелец, а не просто водитель;
- если он это делает все заранее, а не когда полис уже просрочен.
В случае, если все условия соблюдены, отказ со стороны страховщиков считается незаконным. Юристы рекомендуют жаловаться на такие компании в вышестоящие инстанции.
Алгоритм действий при отказе от страхования:
- получить письменный отказ;
- если же письменный отказ не выдают, то достаточно описать в жалобе сложившуюся ситуацию;
- жалобу нужно подать или в РСА, или в Центробанк — это можно сделать в электронном виде на сайте РСА или Центробанка;
- скорость рассмотрения жалобы будет примерно одинаковой. Эффективность тоже: регулятор обяжет страховщика исполнить закон.
Другой вопрос - цена страховки. В связи с нововведениями и нынешней экономической ситуацией, эксперты прогнозируют подорожание полисов и новые проблемы.
"Многие и сейчас (по данным разных источников порядка 20-30% автомобилей без полисов), а будет еще больше таких людей. Будут отказываться от приобретения, потому что цена полиса вырастет. Запчасти подорожают, это вызовет рост цен. Все изменения, которые вступили и вступят, мы через какое-то время узнаем, что позитивного произошло, что негативного, и осталась ли проблема с оформлением полисов", - Наталия Шеходанова.
Пока, рассказывает Наталия, сфера страхования в целом на себе никаких особых изменений не ощутила. Есть трудности у самих страховых компаний, в части их отношений с зарубежными перестраховщиками, с регулирующими органами, с Центробанком, но на людях это еще не отразилось. Не появилось у компаний и новых продуктов страхования.
"Аналог могу привести, когда началась пандемия, например, появился продукт страхования «коронавирус», когда началась вакцинация, появился продукт от последствий вакцинации. Сейчас в связи со спецоперацией, никаких продуктов новых не родилось. Что касается цен, никто задним числом их менять не будет. Нет такого, что у человека по КАСКО автомобиль застрахован, дача или дом, квартира и ему говорят доплатить. Такого нет"
Зато уже сейчас набирают обороты предложения по страхованию жизни и здоровья. В этой сфере уже наметились новые "тренды"
"Люди нервничают, переживают и ограничены в отдыхе. Прогнозируется всплеск заболеваний, несчастных случаев, поэтому продукты такие есть, они доступны. По ним еще нет роста цен, можно себе купить полис, начиная от «телемедицины», когда можно консультироваться безлимитно с докторами разных профилей онлайн. Можно взять себе «защиту финансов» на случай, если возникнет какое-то критическое заболевание: инфаркт, инсульт, онкология, потребуется трансплантация органов и так далее. Это сейчас тренд. Ну и классические страховки: «от несчастного случая» тоже"
Заглавное фото: РБК