Новости

Что делать, если ты красноярская гимназистка, а на дворе 1917 год?

Заглядывать на страницы личных дневников — дурной тон. Но что если прошло уже 105 лет и дневник представляет историческую ценность? СибРепорт предлагает погрузиться в  записи юной гимназистки Кати, которая жила в Красноярске в 1917 году и познакомиться с жизнью обычной девочки, взрослеющей в революционных реалиях. Как совмещать учебу в гимназии, общение с друзьями и танцы с политическими кружками и митингами? Читайте далее. 

Некоторые элементы текста — художественная интерпретация. Выделенные цитаты - фрагменты дневника Кати Гайдукович. Текст не отражает позиции издания и не призывает ни к каким действиям.




Привет, дорогой дневник! Меня зовут Катя, мне 16 лет. Я родилась в Витебске 28 марта 1900 года. У меня есть младшие брат Коля и сестра Надя, нас воспитывает семья нашего дяди (брат мамы). Он взял нас в свою семью после смерти родителей, когда мне было 12 лет. Отец был крестьянином Могилевской губернии, его звали Денис Корнилович, а маму - Мария Венедиктовна. Сразу после моего рождения мы все вместе переехали в Красноярск. Здесь папа поступил на службу в Красноярские железнодорожные мастерские и родились мои брат и сестра.


На дворе весна 1917 года, я учусь в Красноярской женской гимназии. Уже в следующем году (1918) в мае я закончу семиклассный курс, а потом поеду учиться в Томск….


Мои увлечения: вязание, танцы, книги….. посещение советов и политических кружков




В сентябре 17-го года начался новый учебный год, я ждала его с нетерпением. 

«Экзамены, начинаются, скоро учиться, я очень рада, надоело сидеть дома. Наконец-то дождалась учения!»


А еще я с волнением жду поездки в Томск. В нашей губернии нет высшего учебного заведения и я должна отправиться туда после выпускного. Сейчас «сижу дома и от нечего делать составляю бюджет на 19 год, год пребывания в Томске. Может быть, это в высшей степени глупое занятие, но лучшего не нашла, так как руки и глаза заняты вязанием, свободна одна голова, а в голове ничего, кроме Томска, нет».


В нашем городе есть Дом юношества. Там проводит свой досуг местная молодежь. После учебы ребята приходят туда и слушают лекции, которые проводят разнообразные учебные заведения, общественные организации и собрания. Мы приходим сюда с моим братом Никитой. Сегодня «после уроков, пообедав, пошла сразу же в Дом юношества. На собрание опоздала, но там беседовали о литературе, намечали рефераты. Мне очень нравится там, как будто одна семья собралась вечером, каждый занят; у одних идут споры, другие развлекаются игрой в шахматы и шашки, пьют чай, а то просто так болтают. В другой день ходила «на лекцию Соколова "О происхождении человека". Лекция была очень интересна, и спор обещал возникнуть интересный». Ещё есть социалистические клубы учащихся. «Ну и клуб же, какая-то комедия!.. У меня осталось такое впечатление от этой лекции и прений: собрались маленькие дети и играют в «больших». Раззоренов был немного посерьезнее остальных, вероятно, потому, что он студент, но и он казался мне немного ненатуральным, может быть, я ошибаюсь, но многие его движения и выражения были чересчур картинные».




«Танцевала как сумасшедшая. Домой пришла в три ночи»



Но не только посещение клубов, советов и политических кружков волнует меня. Я бываю и в театре, и на студенческих вечерах и танцах, люблю гулять в саду. «30 июля танцевала как сумасшедшая. Домой пришла в три ночи. А 4 сентября была у Лены, она звала меня в сад, обещала так много, и мне очень захотелось пойти».

«24 сентября я была в костеле, там играл пан Юльян на скрипке. После обеда пришла Лена, сидели, мечтали, как в прошлом году в долгие зимние вечера. Так это было славно, тепло, уютно!»

«26 октября вечером пошли на праздник обласничества в гимназию.14 декабря у нас вечер в память декабристов. После чтения мы остались, устроили танцы, что никак нельзя объяснить: после таких грустных вещей такое безудержное веселье»

«1 января 1918 вечер пробыли у Ванцевича, там тоже проплясали весь вечер, пели, ребята играли и весёлые и грустные мотивы, а меня всё не покидало такое хорошее настроение. Потом перескочили на литературу, ударились в поэзию, стихи Надсона, Левиной, Некрасова сами полились одно за другим… Хорошо!»

«Мы с Леной под знаменем техников»: мартовские события 1917 года

Демонстрация трудящихся на Воскресенской улице. 10 марта 1917 года. Фото из личной коллекций Александра.Ульверта.

«4 марта 1917. В мастерских собрание. Низвергнуты все угнетатели»

«5 марта 1917. Великий день. Митинг, речи, музыка Марсельеза! Ура!»

«10 марта 1917. Праздник Свободы. Мы с Леной под знаменем техников»


В нашей гимназии появился совет представителей гимназий.  «7 апреля прошло собрание учащихся 5,6,7,8-х классов. Обсуждение вопросов ученической жизни: спор по поводу внешкольного надзора, выборы преподавателей учащихся класса». Их устроили и осенью  27 сентября «отправилась на заседание совета представителей. Сидела, сидела и чуть не заснула. Какая-то ерунда, переливание из пустого в порожнее, а не заседание». А в конце октября «собрание оставило после себя неприятное впечатление: разбираются интересы гимназисток, а их нет и одной четверти, а те, которые пришли, либо гуляют по коридору, либо молчат – говорят за них гимназисты».


«Хорошее учение - учение анархистов»



«11 сентября на лекции Каминского мне очень понравилось. Хорошее учение - учение анархистов; самый высокий идеал, идеал человеческой личности - у них. Я до сих пор не имела понятия об анархизме, а сегодня, когда Каминский читал учения разных учителей анархизма, я всё время вспоминала, что вот тогда когда я думала, тогда я это выражала, это мои взгляды, это мое мнение."


А в ноябре я даже побеседовала с анархистами. «Удивительное милые люди, вежливые, развитые, мне очень понравилось с ними говорить, а они во мне вероятно увидели ярую сторонницу анархизма». 


«Вечером была на митинге анархистов-коммунистов. Наслушалась речей Каминского, Корабельникова, Пущина и других. Слушаешь и в груди закипает что-то, хочется броситься в бой со всеми темными силами и лучше погибнуть, но не сдаться! Нет! По-моему, анархизм - не утопия, не несбыточная красивая мечта, а может стать действительностью, если люди осознают всю высоту их учения»


Справка:  в записях, относящихся к революционным событиям Катя упоминает о собраниях, митингах, демонстрациях, публичных выступлениях которые проходили в городе и которые она посещала. На страницах своего дневника, Катя открыто симпатизирует радикальным партиям большевиков и анархистов и становится завсегдатаем лекций Владимира Константиновича Каминского.  Он был лидером красноярских анархистов. В конце 1917 года арестован. После чехословацкого переворота и падения власти большевиков в Красноярске, его дальнейшая судьба неизвестна.


«Не учимся. Ерунда какая-то происходит: то ученики бастуют, то учителя прекращают занятия»

Ученицы и педагоги Красноярской женской гимназии, класс Кати Гайдукович (выделена), май 1918 г. Фото: из собрания Владимира Чагина.

Про Октябрьскую революцию не пишу. «4 ноября у нас с громом и треском провалили предложение гимназистов о забастовке. Собрание было бурное, волновались все. Гимназистки доказали свою самостоятельность и к забастовке не присоединились. А глупо бы сделали, если бы забастовали: большевиков этим не выпугаешь, а на занятиях будет сказываться этот перерыв. 10 и 11 ноября не учимся. Ерунда какая-то происходит: то ученики бастуют, то учителя из-за выборов прекращают занятия»


«18 января ожидается выступление казаков и большевиков. Дядя уходит куда-то на дежурство. Он страшно возмущается всем происходящим; я вполне понимаю его, но все-таки мне как-то обидно или больно даже за него, за его такие узкие, чисто мещанские взгляды, но я не сужу его - в эти годы, и при тех условиях, в каких прошла его жизнь, трудно быть идеалистом». 




Последние записи 

1 февраля в своем дневника Катя напишет: «Валя Кулешко застрелилась! Меня эта новость не удивила… даже это не удивило… Для меня это всё так просто и так ясно! Она умерла, потому что “надоели люди, надоела жизнь - гадкие люди, гадкая жизнь!” Мы виноваты в ее смерти - и мы все увидели это, да поздно! К чему теперь жалеть!? Потом была панихида… я не могла петь Я не видела, не слышала ничего вокруг…»


3 февраля говорили с Кутенко и с Пеньковской Франтишковой. «Когда я высказала свой взгляд на брак как на свободный союз двух любящих существ, Кутенко возмутился не на шутку: «Да это разврат, тогда не будет ни семьи, ни дома, сегодня с одной, завтра с другой, она тоже!» Они думают так, а я иначе».


Последняя запись сделанная Катей в дневнике от 6 февраля 1918 г. касается ее разрыва с учеником Красноярского землемерного училища Александром Свечниковым. 


В мае 1918 года Катя окончит гимназию с золотой медалью. Специальный восьмой класс закончить не удалось, поскольку из-за революционных событий и начала Гражданской войны, в марте 1919 года учёбу её пришлось оставить и поступить на работу машинисткой комендантского управления партизанского отряда П.Е. Щетинкина. В 1920-х годах она выходит замуж и у нее рождается дочь и семья перебирается в Новосибирск. Но уже в 1929 году Екатерина разводится с мужем и через некоторое время у нее рождается вторая дочь - Майя, которая сыграет ключевую роль в сохранении и дневника своей матери. В конце своей жизни Екатерина Денисовна преподавала в средних школах Новосибирской области и в 1951 году скоропостижно скончалась.


Титульный лист дневника Кати Гайдукович. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей.

В феврале 1967 года, в 43-м номере “Красноярского рабочего” публикуется заметка об удивительной реликвии первой половины XX века - дневнике Кати Гайдукович, который она вела с 4 февраля 1917 г. по 6 февраля 1918 г.