- Первые последствия санкций
Также в первое время потоки посетителей очень сильно снизились. Все гости переживали, боялись тратить деньги, они не понимали, что происходит, что будет дальше, экономили максимально. Сейчас немного все стабилизировалось, потоки восстановились, в принципе, сейчас все комфортно, все хорошо. Единственное, мы не можем обратно уронить цены, сделать их как раньше, но мы их не поднимаем дальше.
- С какими проблемами сталкиваетесь сейчас?
В первую очередь столкнулись с проблемой качества поставляемого цветка, оно откровенно страдает, потому что любая биржа сейчас пытается выжить и снижает цены, чтобы к ним возвращались клиенты. Иногда цветок может прийти в немножко увядшем состоянии, и его, к сожалению, мы вынуждены сразу выбрасывать в мусор. Иногда могут сдвигаться сроки доставки. Ну пока что не было курьезных случаев, пока что максимум на день поставки могли перенести.
Что касается кофе, цена выросла в три раза. Сейчас всё немного стабилизировалось, цены снизились, но не вернулись в то состояние, какими были раньше.
- Про импортозамещение
К сожалению, что касается кофе, то альтернативы в России у нас нет. Регионы произрастания кофе это Эфиопия, Бразилия, Гватемала, Колумбия. Кофе —теплолюбивое растение, растет высоко над уровнем моря (2000 м и больше). Чем выше высота произрастания, тем он лучше и элитнее.
Если это цветы, то да, можно пользоваться российскими биржами, но мы пользуемся биржей Эквадора, Голландии. Все равно характеристики России уступают голландским, эквадорским розам. Стебли российских роз более тонкие, бутоны могут быть поменьше, но зато у них аромат ярко выраженный, чего не встретить у той же эквадорской. Можно везти из России, но качество и ассортимент уступает заграничным биржам.
- Пандемия VS Cпецоперация
В пандемию мне было сложнее, потому что это был первый опыт с такими жесткими ограничениями, под которые действительно пришлось по-новому подстраиваться. Кофейная зона у нас не работала, все было только навынос, посидеть у нас нельзя было. Флористическая зона у нас работала вполсилы, все заказы формировались онлайн через любой мессенджер. Посетителей это расстраивало, они хотели прийти, общаясь с нами собрать букет, или посидеть в кофейне, насладиться атмосферой, поговорить с бариста. Сейчас тоже сложно было в начале, но всё прошло лояльно, нас поддерживали, посетители с понимаем отнеслись к повышениям цен.
Фото из личного архива Натальи и страницы vk.vom «Дыхание. Цветы и кофе»