Проводником в мир истории для нас стал экскурсовод Илья Кузнецов. Вообще Илья — юрист с многолетним стажем работы, а краеведение — его увлечение, но, надо сказать, увлечение серьёзное. При подготовке маршрутов Илья переворачивает гору документов, дневников, архивов, ищет уникальные фото и, конечно, работает на месте.
Наша экскурсия называется «Пункт назначения. Дороги российской империи». В анонсе заявлены: крупнейшие технокатастрофы в окрестностях Красноярска, ядерный щит и история Транссиба. Любопытно, так что поехали.
Путь к первой локации лежит через самое милое препятствие.
А вот и нашумевший Дрокинский крест, дорогу к нему осилит даже самый низкий автомобиль. В этой точке экскурсовод подробно рассказывает, почему именно это место отмечено крестом. Да потому что у подножия горы во время Гражданской войны была страшная битва, вошедшая в историю, как «кровавый сочельник».
Несмотря на кровавый подтекст, виды с горы потрясающие. Любоваться ими мешает только бодрящий ветер и начинающийся дождь.
Если обойти крест и подняться на вершину, там будет небольшой памятник погибшему во время тренировочного полёта сержанту Костину. Пилот не рассчитал радиус разворота и врезался в скат горы. Это было в 1943 году.
Следующая локация экскурсии (видимо, чтобы снизить градус трагичности) романтичная, но дорога к ней весьма экстремальная.
Если удачно подгадать время, на этой локации можно увидеть очень близко садящиеся самолёты. Нам повезло немного меньше, мы наблюдали взлёт и эффекта «над тобой только что опасно близко пролетел самолёт» не было, взлетают они в противоположную сторону от этой точки.
На месте же Илья рассказывает о том, как впопыхах строили аэропорт в Емельяново, почему возникла необходимость выноса воздушной гавани за черту Красноярска и морально готовит нас к следующей локации.
А пока вот вам прекрасная костяника.
Выглядит новый пункт назначения довольно мило. Полянка, усыпанная фиолетовыми цветочками, небольшой лесок. Но вы же помните, как называется экскурсия?
Сейчас тут ничто не напоминает о трагедии 1984 года. Именно в этом лесу разбился пассажирский самолёт рейса «Красноярск-Иркутск».
В лесочке стоит небольшой мемориал со свежими цветами и лежат обломки того самого самолёта.
Погибли все члены экипажа и 103 пассажира. Чудом выжил 22-летний парень и он до сих пор живет в Красноярске, но общения с журналистами избегает.
Едем дальше, завесу тайны о следующей точке экскурсовод не открывает, едем по грунтовой дороге под играющую по радио «House of The Rising Sun». Кажется, она идеально вписывается в эти пейзажи. Первая остановка у сосны.
Сосна, конечно, красивая, но создана, чтобы сбить нас с толку, ведь главный «экспонат» этой локации — дорога, по которой мы ехали. Она проходит в месте, где пролегал первый вариант Транссиба.
То есть здесь когда-то гоняли поезда. И пейзажи конкретно в этом месте выглядят примерно также, как и при возведении железной дороги.
Верится в это, конечно, слабо, но дальше идут доказательства. Правда, чтобы до них дойти нужны резиновые сапоги, из-за дождя дорогу сильно подмочило.
Это водопропускная труба, оставшаяся в наследство от первого Транссиба. Сейчас мы ездим по второму. Экскурсовод, да и экскурсанты, обращают внимание на идеальную кладку. Кроме того, что этой водопропускной трубе почти ничего не стало за 100 с лишним лет, так она ещё и красивая.
Следующая наша локация — станция Минино. Встречает нас очаровательная коровка.
На месте ещё немного рассказов о технических сложностях при прокладке Транссиба. Вы ведь наверняка думаете, что вот эти горы — это природный ландшафт. На самом деле под горой прячется прочная кирпичная конструкция, прилично заросшая травой.
Дальше — самая жуткая часть маршрута. И дело тут даже не в том, что она пролегает по кладбищу.
В глубине кладбища есть огромная братская могила с памятником без какой-либо надписи.
Рядом с мемориалом детские игрушки.
Позади несколько памятных табличек, хотя по оценкам экспертов, в братской могиле покоятся около 70 детей. Они просто ехали домой с пионерского слёта из Красноярска в Хакасию.
Трагедия не стала общенациональной. Ее замолчали. А жертв по документам будто бы и не существовало вовсе. Воссоздать картину тех событий можно только по воспоминаниям очевидцев, которых было не очень много.
Возвращаемся к машинам молча. Мининская катастрофа и ее последствия никак не укладывается в головах.
Дальше (уже по классике жанра) переключаем внимание на более позитивную тему и едем к «жемчужине» экскурсии — водопропускным трубам имперской постройки. С дороги их не разглядеть, даже если очень захотеть.
Немного лазанья по кустам и крутым склонам и вот наша первая героиня 1895 года постройки.
Кача в этом месте неглубокая (но холодная), так что ещё раз напоминаем про резиновые сапоги. В них можно спокойно перемещаться между трубами. Да-да, их тут целых три.
Вот эту построили уже в 1906 году и она уже совершенно другая по технологии, но не менее красивая.
Общее у этих имперских сооружений — их «неубиваемость», кирпичик к кирпичику.
А это уже та же по функциям труба, только советского образца постройки, она кажется не такой надежной, как ее старшие «товарищи».
Далее привал. Экскурсия хоть и автомобильная, но походить придётся. Так что взять с собой перекус и горячий чай — абсолютно верное решение. Впереди ещё несколько точек.
И снова восторг. Природа, речка и останки имперского моста.
По руинам можно вдоволь полазать и сделать фотоконтент для запрещённых (и не очень) сетей.
После снова шок-контент. Если вам кажется, что за этим пригорком просто лес с опушками и медведями, то вам только кажется. В этих лесах располагался позиционный район ракетного соединения. С 40 пусковыми шахтами для запуска и хранения ракет с красноречивым названием «Сатана» и четырьмя «поездами-призраками».
Ракет, конечно, уже нет. Поездов тоже, от позиционного района остались редкие хозпостройки, но путь туда можно преодолеть только на внедорожнике, поэтому на этом повороте экскурсия заканчивается. Не для всех, смелые люди на Ниве Шевроле поехали на разведку, а мы домой.
За расписанием следующих экскурсий по этому и другим маршрутам можно следить в телеграм-канале Ильи Кузнецова.