Мероприятия

Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna

Что: Концерт Теодора Курентзиса и оркестра MusicAeterna, 12+
Где: Большой концертный зал (Мира, 2б)
Когда: 15 марта, 19:00
Сколько стоит: от 700 р

Теодор Курентзис — основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии в Штутгарте. Курентзис является девятикратным лауреатом российской театральной премии «Золотая маска», лауреатом премии KAIROS, командором ордена Феникса и кавалером ордена Дружбы.


Первая симфония Иоганнеса Брамса, которую Ганс фон Бюлов в своё время называл Десятой Бетховена, прозвучит вместе с Первым концертом для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича. Сольную партию концерта, посвящённого Мстиславу Ростроповичу, исполнит солистка оркестра musicAeterna, виолончелистка Мириам Пранди (Италия).


Шостакович писал Первый концерт для виолончели с оркестром весной и летом 1959 года. Газете «Советская культура» он сообщал: «Концерт этот задуман сравнительно давно. Первоначальным импульсом к его сочинению явилось ознакомление с Симфонией-концертом для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева. Произведение это весьма заинтересовало меня и вызвало желание попробовать свои силы в этом жанре». Премьера Первого концерта для виолончели с оркестром, посвящённого Мстиславу Ростроповичу, состоялась 4 октября 1959 года в Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.


Виолончельный концерт Шостаковича — это музыкальное воплощение открытого столкновения художника и эпохи. Мотив любимой песни Сталина «Сулико» — музыкальный символ тирана. Монограмма имени Шостаковича D-Es-C-H совпадает с буквенным названием нот: музыкальный портрет Шостаковича зашифрован в коротком мотиве. Технически сложная, экспрессивная сольная партия потребовала широкого развития. Традиционная для жанра концерта каденция (сольное исполнение) виолончели выросла в самостоятельную часть цикла. В концерте четыре части вместо традиционных трех. В партии оркестра композитор также отходит от устоявшихся норм. Стремление выделить монографическую линию виолончели привело композитора к решению отказаться от яркого звучания труб, тромбонов, изысканных звуков арфы.


Первая симфония Иоганнеса Брамса создавалась на протяжении двадцати лет и была закончена в 1876 году. В финале произведения слушатели узнают вариант знаменитой бетховенской темы радости. Симфонии Брамса — Первая не исключение — в своё время многим казались традиционными. Но полтора века спустя ясно видна линия, идущая от Брамса в будущее — к Малеру и Шостаковичу.


musicAeterna — один из самых востребованных российских оркестров, постоянно расширяющий границы своих творческих возможностей в области старинной музыки в исторически информированном исполнении, академической классики и современной музыки.


Оркестр основан дирижёром Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске, с 2011 по 2019 год был частью труппы Пермского театра оперы и балета. С 2019 года musicAeterna — независимый коллектив со спонсорской поддержкой. Его творческой резиденцией стал петербургский Дом радио, где по инициативе Теодора Курентзиса создан междисциплинарный культурный центр, объединяющий творческие и образовательные программы, авторские экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства.


Оркестр гастролирует в России и Европе, в 2019–2020 годах состоялись первые гастроли в США и Японии. Участвует в международных фестивалях Ruhrtriennale, Klara Festival в Брюсселе, фестивале в Экс-ан-Провансе, «Дягилев. P. S.» в Санкт-Петербурге, Дягилевском фестивале в Перми. В 2017 году musicAeterna стал первым российским коллективом, который открыл основную программу Зальцбургского фестиваля. Оркестр и хор исполнили оперу «Милосердие Тита» в постановке Питера Селларса и с тех пор стали постоянными участниками фестиваля.


Вместе с musicAeterna и другими оркестрами Теодор Курентзис регулярно гастролирует по миру, выступая на таких площадках, как венский Концертхаус, Берлинская, Эльбская, Мюнхенская и Парижская филармонии, концертные залы в Кёльне, Мадриде, The Shed в Нью-Йорке, Suntory Hall в Токио, Альберт-холл в Лондоне, Фестшпильхаус Баден-Бадена и театр Ла Скала.


У Теодора Курентзиса и musicAeterna подписан эксклюзивный контракт с одним из лейблов «большой тройки» музыкальной индустрии — Sony Classical. Выпущенные ими записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского стали лауреатами престижных музыкальных премий.