Новости

Больше не город фонтанов

2022-06-30 21:10
В начале нулевых Красноярск занимал третье место в России по количеству фонтанов, их насчитывали больше сотни. Сейчас на балансе мэрии всего 30 водных сооружений. Остальные заброшены, либо вовсе исчезли с улиц города, либо их перенесли и переделали. Но красноярцы помнят о временах Фонтаныча и поделились своими историями с маленьких оазисов посреди города. А также СибРепорт поговорил о фонтанах со скульптором Александром Ткачуком, автором "Похищения Европы" и "Бременских музыкантов".

На обложке: фонтан в Центральном парке, 1976г.. Фото: КрасКомпас

Фонтан «Адам и Ева»


Фонтан и сейчас находится на улице Мира на пересечении с Перенсона, но его первоначальный облик изменили. Красноярцы еще называют фонтан «Валентин и Валентина». Говорят, если около этого фонтана поцеловаться, то ваша любовь будет

вечная. Одна из забавных деталей — у Адама и Евы есть пупки, что в принципе невозможно, ведь они первые люди на земле. Кстати, автор скульптур Александр Касаткин, упоминал, что недоволен своим творением.


Когда-то фонтан выглядел так. Фото: Краскомпас

— Раньше  школьников туда привозили на экскурсии, и ещё на фонтан с Фемидой, около здания суда. У меня такая экскурсия была 15 лет назад, в девятом классе, после последнего звонка. Мы ездили до смотровой, на Театральную площадь и по городу, в том числе к фонтанам. И всегда на  "Адама и Еву" кто-то да залазил - обнимал Еву за грудь, садились им на колени. Пьяные компании под утро на Мира тоже "приставали" к Еве. Возможно поэтому после реконструкции сделали так, что к ним туда не забраться, — вспоминает красноярец Денис. 



Фонтан «Детство» 


В 2001 году на проспекте имени газеты Красноярский рабочий, рядом с магазином Баджей появился фонтан Детство. Местные жители сразу же дали ему еще одно название – Бегущий мальчик. Этот фонтан – еще одна композиция, подаренная Красноярску частными организациями. Инициатором установки выступил Баджей, руководство которого хотело привлечь как можно больше клиентов в свой торговый центр.



— Помню, что когда-то украли голову у скульптуры (или самого мальчика, точно не помню. Даже в новостях были сюжеты. А потом она нашлась в мусорке во дворах напротив. Как-то пропали голуби сверху, мальчик без них остался, потом после зимы и его не вернули на место. Фонтан сейчас хоть и работает, но какой-то замызганный, — делится воспоминаниями красноярка Наталья. 

Так фонтан выглядит сейчас

Фонтан «Муза» 


Скульптуру установили в мае 2006 года на улице им. газеты Красноярский Рабочий, в Ленинском районе, через дорогу правее от "Детства".
Это круглый фонтан, с бронзовой скульптурой Музы в центре. Статую изображала девушка со скрипкой в левой руке. Сперва исчезла скульптура, потом фонтан и вовсе прекратил работать.



—  Около "Детства" и "Музы" были шашлычные, они и сейчас работаю. На день рождения дочери ходили к мальчику, на мой - к девочке, у нас у обоих в начале июня. Столики стояли прямо вокруг фонтанов. Заказывали шашлыки, какую-то нарезку из дома приносил и сидели. Иногда приезжали родственники, сидели большой компанией. Когда было невкусно, уходили к другому фонтану. Всегда было многолюдно, свободных столов иногда вообще не было. Теперь конечно их куча, — поделилась воспоминаниями красноярка Ольга. 

Все, что осталось от "Музы"

— На "Девочке" бильярд был и коней приводили покататься. В шатре стояли пару бильярдных столов, платили по часам. Народ, кто приходил выпить и поесть, часто играли или своей компанией, или между столиками собирались. Приходили еще и профессионалы - деньги вытянуть из народа подвыпившего. Большинство естественно играли на деньги, а если есть столы, и пьяные, то точно придут те, кто не пьёт и очень хорошо играет. Женщины вот тоже играли. Одна помню парочку мужиков обыграла, — рассказал красноярец Евгений. 

Фонтан «Молодожены» 



Достопримечательность Ленинского района Красноярска перед ДК «Правобережный» сейчас развалена. Это был каскадный фонтан со скульптурой молодоженов высотой около 2,5 метров. Площадь была в форме корабля, там были перила, которые ведут на палубу воображаемого судна семейной жизни. На этих перилах молодожены могли повесить замочки.



Фонтан в сквере «Серебряный




В 2000 г. в сквере "Серебряный" между ул. Крупской и ул. 2-ой Хабаровской был самый высокий на тот момент фонтан в городе. В 2014 его было решили заменить на цветочную клумбу. Демонтировали фонтан, потому что он "морально устарел и не соответствовал современному облику города". В том же 2014 году обещали, что появится новый фонтан. Власти планировали его строительство на деньги, которые удалось сэкономить во время торгов по благоустройству города. Но фонтана жители Октябрьского района так и не дождались. 


О состоянии красноярских фонтанов мы поговорили с Андреем Ткачуком, красноярским скульптором и руководителем творческой мастерской. Скульптуры "Похищение Европы" и "Бременские музыканты" - творение Андрея Ткачука.


Неэтично и непрофессионально переносить или видоизменять фонтаны и скульптуры, потому что автор всегда учитывает пространство, на котором должна быть скульптура, размер фонтана и влагу.


—  Когда начали распродавать землю частным лицам, скульптура "Похищение Европы" оказалась бесхозной. Она не принадлежала ни городу, ни частному лицу. Никто не подумал о фонтане, нужно было всё снести и поставить торговый центр. Пришлось скульптуру переносить к Академии художеств.

"Похищение Европы" до переноса

—  В проекте “Похищения Европы”соотносилось пространство глади. Фигура по задумке должна постоянно немного скрываться в воде, но были небольшие разногласия с архитектором и он поставил “кастрюлю” (форма фонтана - прим. ред.). Перед фигурой, так как бык актвино плывет, планировали буруны и сильную водяную завесу. Сперва там были высокие струи, а потом их убрали, потому что их сдувал ветер. При переносе скульптуры , к сожалению, не хватило мощностей, чтобы эти буруны были там - перед фигурой поставили небольшие фонтаны  маленькими струйками. На самом деле, куда получилось - туда и поставили фигуру, это очень плохо. Не художник под место подстраивается, учитывая пространственные моменты, а просто сделали для галочки. При переносе скульптуры планировали изменения ландшафта - зеленые холмы, но вместо этого там появились фонари - черные рогатины, которые вообще не нужны в композиции. Акцент фигуры сместился на них, фонари ни композиционно не помогли, ни функционально. Ещё при переносе даже скульптура повредилась, лопнули болты и у быка треснула спина. Я предлагал отреставрировать, но никому дела до нее нет.  Когда убрали скульптуру "Бременских музыкантов", меня даже не посвящали в эту ситуацию,со мной, никто не советовался. Это неуважение к художнику, прежде всего. 

Фонтан "Бременские музыканты"

Но иногда перенос был бы уместен….


— Люди не совсем понимают в пластике, все что стоит - все хорошо. Но на самом деле есть удачные и неудачные скульптурные композиции, и иногда встает вопрос - нужны ли они на этом месте вообще. Когда проектировали "Реки Сибири", я делал проект "Аполлона" и задавался вопросом: как может быть насыщение таких разных скульптур в одном месте? Здесь стоит "Аполлон", здесь "Чехов", тут "Реки". Получается композиционная неразбериха. Но тогда никто не думал об эстетике среды, это был больше коммерческий вопрос. "Реки Сибири", на мой взгляд, можно отреставрировать и, например, перенести куда-то ниже ближе к набережной. Это было бы намного уместнее, чем нагромождение скульптурных объектов.

Раньше здесь стояли "Бременские музыканты"


Можно ли сейчас назвать Красноярск городом фонтанов?


—  Когда был Пимашков, политика благоустройства были направлена на фонтаны, его ведь не зря называли Фонтанычем. Людям тогда было очень дико понимать, что фонтаны так быстро появляются. Сейчас немного другое направление благоустройства, тоже хорошее, на самом деле. Город разросся, количество фонтанов сократилось, они разрушаются, никто их не поддерживает. Те, что есть, потихоньку убирают.  Но забрасывать фонтаны , которые делают среду обитания человека уютной и комфортной, не стоит. В жару людям хочется посидеть у водоема, послушать журчание - это просто приятно, это гармония человека с природой, потребность людей помимо зелени.