Новости

Расстрел священника, снос колокольни и «недовозвращение» : 110 лет невезения Красноярского костела.

Ровно 110 лет назад, в декабре 1911 года, в Батальонном переулке (сейчас это улица Декабристов) повеяло духом готики и европейского Средневековья.

Надо сказать, что в начале прошлого века эту местность «престижным районом» можно было назвать с натяжкой. Переулок не зря назывался Батальонным: он был границей военного городка. Прямо напротив будущего костёла располагалась Солдатская слобода, в «микрорайоне» жили семьи военных. И вот среди типичных одноэтажных «деревяшек» появился католический храм. Смотрелся он примерно как золотая корона на голове крестьянина. Спустя век храм по-прежнему выделяется среди своего «окружения» и привлекает внимание красноярцев.


Фрагмент карты Красноярска 1894 года. Источник: krasplace.ru


  • Первый костел, с миру по нитке и «свой» архитектор

Начнём издалека, с конца XVII века. Именно тогда в Сибири стали появляться первые католики. Вы удивитесь, но это были самовольные переселенцы из Белоруссии, Латгалии (восточная Латвия) и Польши. С 1830-х число добровольцев стали пополнять ссыльные – участники польских восстаний. Так в Сибири сформировалась внушительная община. И в 1836 году в Красноярске учредили первый католический приход. До появления первого храма пройдёт ещё 21 год. В 1857 на Благовещенской улице (сейчас – Ленина) построили уютный костёл.


Первый красноярский костел. 1900-е годы. Фото из фондов КККМ.



На месте бывшего храма сейчас стоит здание СибГУ. Фото: 2GIS


На звуки органа, судя по историческим очеркам, люди стекались со всех концов города, причём не только католики, но и представители других конфессий. Здание было деревянным и быстро обветшало, поэтому к началу следующего века решили строить новое, каменное. В 1897 году община начала собирать деньги на костёл. Пожертвования присылали не только сибирские католики. Без преувеличения, в постройке поучаствовала вся империя. С миру по нитке, но сбор шёл медленно. Ещё и бюрократические проволочки. Получить разрешение на строительство было тогда в разы сложнее, чем сейчас.


Изначально новый храм хотели восстановить на месте предыдущего, но к моменту строительства католическая община Красноярска разрослась, пришлось искать участок побольше. В 1905 году прихожане за 4914 рублей (в переводе на современные деньги = 3,8 млн) выкупили 3200 квадратных метра земли у потомственной Почетной горожанки Евдокии Кузнецовой.


Заложили храм 20 июля 1908 года. Событие удостоилось заметки в газете «Красноярец».



Проектировал костёл известный архитектор Красноярска Владимир Соколовский. Этого зодчего община выбрала не только из-за «престижа». Владимир Александрович по вероисповеданию был католик, по происхождению — поляк.

Екатерина Гевель, член Союза архитекторов России, заведующая сектором архитектурного наследия СФУ:

«Владимир Александрович вставал по обычаю в пять утра и проектировал, позже объезжал строительные площадки всех сооружений, которые он вёл как автор-архитектор, и поскольку закончил Петербургский институт гражданских инженеров, он применял в проектируемых строениях различные технологические новинки — для костёла использованы металлические тавровые балки в перекрытиях нижнего уровня. По образу здание близко к костёлу в Вильнюсе — с такой же маленькой средневековой площадью вокруг»

Костёл Святой Анны в Вильнюсе. ФотоLifeGlobe

Завершение строительства красноярского костёла. Фото из фондов КККМ

К 1910 году во внутреннем дворе соорудили дом ксёндза (священника), здание использовали для квартир священнослужителей, приходской школы, канцелярии и других служб.

Дом ксёндза, 1913 год. Фото из фондом КККМ

В 1910 же Храм Преображения Господня принял первых прихожан. Отделочные работы завершили к декабрю 1911. 13 лет сибирские католики ждали этого момента. Радовались недолго, уже в 1920-х в истории костёла началась черная полоса. Впрочем, тень тогда упала на все религиозные учреждения страны.

Храм Преображения Господня, 1911 год. Фото с подписью архитектора Соколовского из фондов КККМ.

  • Радиокомитет, кинотеатр и расстрел священников

После Гражданской войны Енисейский губернский исполком издал приказ о реквизиции церковных ценностей для помощи голодающим. В костёле из «сокровищ» был только серебряный поднос. Члены общины добровольно нагрузили его серебряными монетами. Власти ответили на пожертвование по-советски. Храм национализировали, а прихожан из собственников перевели в арендаторов. Сохранился даже текст договора:

«Граждане г. Красноярска, имеющие в нём местожительство, заключили настоящий договор с Красноярским городским Советом рабочих и красноармейских депутатов в лице В. И. Локуциевского – члена горисполкома в том, что 18.07.1920 года приняли от Красноярского горсовета рабочих и красноармейских депутатов в бессрочное и бесплатное пользование находящийся в г. Красноярске Римско-католический костёл с богослужебными предметами по особой заверенной нами подписями описи на нижеследующих условиях: народное достояние обязуемся беречь, здание использовать в богослужебных целях, не допускать политических собраний, пропаганду книг, враждебных советской власти, не произносить таких проповедей, не совершать набат, полностью содержать костёл за свой счёт …»

Работа комиссии по изъятию церковных ценностей. Фото из книги Елены Шушкановой "Архиерейский дом Красноярска: вехи истории"

Несмотря на договоренности, у общины не раз пытались отнять храм под предлогом плохого содержания. Сотрудники ОГПУ вели усиленный надзор за католиками, убеждали и заставляли прихожан подписывать заявления о выходе из общины. Появилось даже подложное политическое «дело Римско-католической группы».

Прихожане смирились и с этим. А потом им пришло распоряжение от 3 марта 1936 года: «Договор на пользование молитвенным и культовым зданием расторгнуть. Передать здание для размещения объектов культуры»

Последним настоятелем храма был отец Иероним Церпенто. Священника обвинили в организации контрреволюционной группы, занимавшейся шпионажем в пользу польского правительства. Дали сначала 10 лет тюрьмы. Пока он отбывал наказание, на него завели еще одно дело «по подрыву революционных достижений среди польской колонии в Сибири». 4 декабря 1938 года Церпенто приговорили к расстрелу, 14 декабря приговор привели в исполнение.

Так костел выглядел внутри в послевоенные годы. Фото: krasplace

Хоть по решению властей костёл и должны были использовать в «культурных целях», сначала его приспособили под склад. Высокие башни-колокольни сняли, внутри сделали перепланировку, росписи на стенах заштукатурили. К 1940-м в бывшем храме разместили краевой комитет по радиовещанию. Наверху сделали библиотеку.

В 1960-х радиокомитет переехал в новое здание, а в бывшем храме стали показывать кино.

Здание Радиокомитета в бывшем католическом костеле. 1960-е. Фото из альбома "Л.Ю. Вонаго. Фотограф на выезд"

В 1970-х красноярские архитекторы задумались над реставрацией здания. Возвращать костёл католикам никто не планировал, хотели восстановить оригинальный вид постройки и адаптировать храм-склад-радиокомитет-кинотеатр под концертную площадку или музей. Так родилась идея создания Органного зала.

Красноярский костел незадолго до реставрации. Фото: krasplace

Реставрировать костёл начали в 1980-м. Воссоздали колокольни, при этом архитекторы постарались полностью сохранить стилистику кирпичной кладки начала XX века. От старого здания восстановленные части отличаются только более светлым оттенком кирпича. Вернули и прежнюю планировку, убрав перегородки. Художники Валентин Жекалов и Александр Лапко сделали витражи.16 сентября 1982 года храм впервые открыл свои двери в качестве концертного зала.

Екатерина Гевель, член Союза архитекторов России; заведующая сектором архитектурного наследия СФУ:

«Здесь надо вспомнить легендарную Юлию Израилевну Гринберг — архитектора-градостроителя и краеведа, воспитавшую в 1980-х целое поколение реставраторов, и как раз восстановление костёла для органного зала было этим удивительным процессом нашего становления — практическое применение всех лекционных знаний молодыми архитекторами. Вспомним как радостно дружно отмывали кирпичики стен и устоев снаружи костёла. А штаб Юлии Изральевны — кабинет для работы был устроен на усадьбе Колесникова по ул. Горького, 9 в мастерской-амбарчике»

  • Возрождение и новые проблемы

В 1988 году в СССР официально отменили догму «молитвенные здания = собственность государства». Люди потихоньку потянулись к Богу. Церкви снова стали объектами культа, а не культуры или производства, но не все.

Пока члены католической общины собирались в квартирах и домах культуры для богослужения, их собственное здание никто не собирался возвращать.

Аргументы у властей железные: реставрацию делали за бюджетные деньги (700 000 советских рублей), орган перенести в другое место технически невозможно (и он тоже денег стоит). Ну и самый непробиваемый: по документам это учреждение культуры, а не религии.

Доказать обратное красноярские католики пытаются с 1993 года. За почти 30 лет они прошли уже все инстанции (последний суд был в марте 2021 года), писали даже письмо Папе Римскому. Эффект от этого пока минимальный. 

Как и 100 лет назад здание католикам дают в аренду.

Расписание богослужений с сайта catholic-krasnoyarsk.com


За помощь в создании материала благодарим:

Екатерину Васильевну Гевель, члена Союза архитекторов России; заведующую сектором архитектурного наследия СФУ;

Куклинского Илью Владимировича, заместителя директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу Красноярского Краевого Краеведческого Музея.

Заглавное фото: vk.com/organ_zal