Надо сказать, что в начале прошлого века эту местность «престижным районом» можно было назвать с натяжкой. Переулок не зря назывался Батальонным: он был границей военного городка. Прямо напротив будущего костёла располагалась Солдатская слобода, в «микрорайоне» жили семьи военных. И вот среди типичных одноэтажных «деревяшек» появился католический храм. Смотрелся он примерно как золотая корона на голове крестьянина. Спустя век храм по-прежнему выделяется среди своего «окружения» и привлекает внимание красноярцев.

Фрагмент карты Красноярска 1894 года. Источник: krasplace.ru
- Первый костел, с миру по нитке и «свой» архитектор
Начнём издалека, с конца XVII века. Именно тогда в Сибири стали появляться первые католики. Вы удивитесь, но это были самовольные переселенцы из Белоруссии, Латгалии (восточная Латвия) и Польши. С 1830-х число добровольцев стали пополнять ссыльные – участники польских восстаний. Так в Сибири сформировалась внушительная община. И в 1836 году в Красноярске учредили первый католический приход. До появления первого храма пройдёт ещё 21 год. В 1857 на Благовещенской улице (сейчас – Ленина) построили уютный костёл.

Первый красноярский костел. 1900-е годы. Фото из фондов КККМ.

На месте бывшего храма сейчас стоит здание СибГУ. Фото: 2GIS
На звуки органа, судя по историческим очеркам, люди стекались со всех концов города, причём не только католики, но и представители других конфессий. Здание было деревянным и быстро обветшало, поэтому к началу следующего века решили строить новое, каменное. В 1897 году община начала собирать деньги на костёл. Пожертвования присылали не только сибирские католики. Без преувеличения, в постройке поучаствовала вся империя. С миру по нитке, но сбор шёл медленно. Ещё и бюрократические проволочки. Получить разрешение на строительство было тогда в разы сложнее, чем сейчас.
Изначально новый храм хотели восстановить на месте предыдущего, но к моменту строительства католическая община Красноярска разрослась, пришлось искать участок побольше. В 1905 году прихожане за 4914 рублей (в переводе на современные деньги = 3,8 млн) выкупили 3200 квадратных метра земли у потомственной Почетной горожанки Евдокии Кузнецовой.
Заложили храм 20 июля 1908 года. Событие удостоилось заметки в газете «Красноярец».

Проектировал костёл известный архитектор Красноярска Владимир Соколовский. Этого зодчего община выбрала не только из-за «престижа». Владимир Александрович по вероисповеданию был католик, по происхождению — поляк.
Екатерина Гевель, член Союза архитекторов России, заведующая сектором архитектурного наследия СФУ:
«Владимир Александрович вставал по обычаю в пять утра и проектировал, позже объезжал строительные площадки всех сооружений, которые он вёл как автор-архитектор, и поскольку закончил Петербургский институт гражданских инженеров, он применял в проектируемых строениях различные технологические новинки — для костёла использованы металлические тавровые балки в перекрытиях нижнего уровня. По образу здание близко к костёлу в Вильнюсе — с такой же маленькой средневековой площадью вокруг»


К 1910 году во внутреннем дворе соорудили дом ксёндза (священника), здание использовали для квартир священнослужителей, приходской школы, канцелярии и других служб.

В 1910 же Храм Преображения Господня принял первых прихожан. Отделочные работы завершили к декабрю 1911. 13 лет сибирские католики ждали этого момента. Радовались недолго, уже в 1920-х в истории костёла началась черная полоса. Впрочем, тень тогда упала на все религиозные учреждения страны.
- Радиокомитет, кинотеатр и расстрел священников
После Гражданской войны Енисейский губернский исполком издал приказ о реквизиции церковных ценностей для помощи голодающим. В костёле из «сокровищ» был только серебряный поднос. Члены общины добровольно нагрузили его серебряными монетами. Власти ответили на пожертвование по-советски. Храм национализировали, а прихожан из собственников перевели в арендаторов. Сохранился даже текст договора:
«Граждане г. Красноярска, имеющие в нём местожительство, заключили настоящий договор с Красноярским городским Советом рабочих и красноармейских депутатов в лице В. И. Локуциевского – члена горисполкома в том, что 18.07.1920 года приняли от Красноярского горсовета рабочих и красноармейских депутатов в бессрочное и бесплатное пользование находящийся в г. Красноярске Римско-католический костёл с богослужебными предметами по особой заверенной нами подписями описи на нижеследующих условиях: народное достояние обязуемся беречь, здание использовать в богослужебных целях, не допускать политических собраний, пропаганду книг, враждебных советской власти, не произносить таких проповедей, не совершать набат, полностью содержать костёл за свой счёт …»

Несмотря на договоренности, у общины не раз пытались отнять храм под предлогом плохого содержания. Сотрудники ОГПУ вели усиленный надзор за католиками, убеждали и заставляли прихожан подписывать заявления о выходе из общины. Появилось даже подложное политическое «дело Римско-католической группы».
Прихожане смирились и с этим. А потом им пришло распоряжение от 3 марта 1936 года: «Договор на пользование молитвенным и культовым зданием расторгнуть. Передать здание для размещения объектов культуры»
Последним настоятелем храма был отец Иероним Церпенто. Священника обвинили в организации контрреволюционной группы, занимавшейся шпионажем в пользу польского правительства. Дали сначала 10 лет тюрьмы. Пока он отбывал наказание, на него завели еще одно дело «по подрыву революционных достижений среди польской колонии в Сибири». 4 декабря 1938 года Церпенто приговорили к расстрелу, 14 декабря приговор привели в исполнение.

Хоть по решению властей костёл и должны были использовать в «культурных целях», сначала его приспособили под склад. Высокие башни-колокольни сняли, внутри сделали перепланировку, росписи на стенах заштукатурили. К 1940-м в бывшем храме разместили краевой комитет по радиовещанию. Наверху сделали библиотеку.
В 1960-х радиокомитет переехал в новое здание, а в бывшем храме стали показывать кино.

В 1970-х красноярские архитекторы задумались над реставрацией здания. Возвращать костёл католикам никто не планировал, хотели восстановить оригинальный вид постройки и адаптировать храм-склад-радиокомитет-кинотеатр под концертную площадку или музей. Так родилась идея создания Органного зала.

Реставрировать костёл начали в 1980-м. Воссоздали колокольни, при этом архитекторы постарались полностью сохранить стилистику кирпичной кладки начала XX века. От старого здания восстановленные части отличаются только более светлым оттенком кирпича. Вернули и прежнюю планировку, убрав перегородки. Художники Валентин Жекалов и Александр Лапко сделали витражи.16 сентября 1982 года храм впервые открыл свои двери в качестве концертного зала.
Екатерина Гевель, член Союза архитекторов России; заведующая сектором архитектурного наследия СФУ:
«Здесь надо вспомнить легендарную Юлию Израилевну Гринберг — архитектора-градостроителя и краеведа, воспитавшую в 1980-х целое поколение реставраторов, и как раз восстановление костёла для органного зала было этим удивительным процессом нашего становления — практическое применение всех лекционных знаний молодыми архитекторами. Вспомним как радостно дружно отмывали кирпичики стен и устоев снаружи костёла. А штаб Юлии Изральевны — кабинет для работы был устроен на усадьбе Колесникова по ул. Горького, 9 в мастерской-амбарчике»
- Возрождение и новые проблемы
В 1988 году в СССР официально отменили догму «молитвенные здания = собственность государства». Люди потихоньку потянулись к Богу. Церкви снова стали объектами культа, а не культуры или производства, но не все.
Пока члены католической общины собирались в квартирах и домах культуры для богослужения, их собственное здание никто не собирался возвращать.
Аргументы у властей железные: реставрацию делали за бюджетные деньги (700 000 советских рублей), орган перенести в другое место технически невозможно (и он тоже денег стоит). Ну и самый непробиваемый: по документам это учреждение культуры, а не религии.
Доказать обратное красноярские католики пытаются с 1993 года. За почти 30 лет они прошли уже все инстанции (последний суд был в марте 2021 года), писали даже письмо Папе Римскому. Эффект от этого пока минимальный.
Как и 100 лет назад здание католикам дают в аренду.

За помощь в создании материала благодарим:
Екатерину Васильевну Гевель, члена Союза архитекторов России; заведующую сектором архитектурного наследия СФУ;
Куклинского Илью Владимировича, заместителя директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу Красноярского Краевого Краеведческого Музея.
Заглавное фото: vk.com/organ_zal