В Красноярском крае сейчас живут около 3000 сирот. Найти приемную семью для каждого ребенка невозможно, но подарить ему маленький шанс на счастливое будущее вполне реально. Этим уже больше десяти лет занимаются волонтеры из Центра социально-психологической поддержки "Все свои!". И это не просто запоминающееся название, за годы работы активисты помогли 530 детям обрести своего взрослого. Как стать другом ребенку из детского дома, рассказываем в нашем материале.
-Мы сидели дома за столом и пришла полиция с органами опеки. Нас посадили в машину, мы с братом стали плакать и вырываться, тогда нас увезли в детский дом в Ачинске.
- Мне там очень нравилось, у нас были хорошие воспитатели. Тогда я даже и не думал о приемной семье, нам и там было хорошо.
-Мне было 35 лет. У меня нашли рак щитовидной железы, все было не смертельно, мне сделали операцию. Потом из-за начавшейся пандемии я чуть не попрощалась со своим бизнесом, а потом я потеряла мужа. Он умер. И все это произошло даже не за год, а за полгода.
-Мой брат как-то давно фотографировал детей из приютов для благотворительного проекта, где с помощью таких фотоанкет сиротам искали приемную семью. Мы с родными собирались, помню и отсматривали эти фото, я хорошо тогда запомнила глаза этих ребятишек. А потом это объявление с заголовком: "Вы одиноки на локдауне? А их локдаун продлится всю жизнь". Сразу тогда в голове всплыли эти дети из фотопроекта.
-Я подумала, здорово, буду на волонтерских началах преподавать, но очень скоро я поняла, что русский язык детям нужен не столько, сколько нужно просто внимание. Когда к тебе бегут 30 детей и готовы учить с тобой, что угодно, хоть русский, хоть английский, лишь бы побыть рядом, это, конечно, вызывает сильные эмоции.
-С одной стороны, была девочка, которая была готова со мной заниматься чем угодно, а с другой, подростки, с немым вопросом: «зачем ты вообще пришла?». Было много проверок, сопротивлений и протестов. После первой встречи у меня было огромное чувство усталости и беспомощности, мне казалось, что я ничего не смогу изменить, зачем тогда возвращаться? Но я «попалась». Там была девочка, она со мной сразу стала заниматься, а в конце занятия спросила меня: «А ты еще придешь?» и я пообещала прийти еще, а раз пообещала, надо идти. Во второй раз, когда дети увидели, что я вернулась, для них это была совсем другая история. Они поняли, что мне не все равно. Мы до сих пор видим, что дети не верят словам, а вот когда они видят, что наставник приходит второй, третий раз, в них очень сильно что-то меняется, они начинают понимать, что наставник с ними по-настоящему и надолго.
-В детских домах есть хорошие воспитатели, есть другие дети, но это все равно особый мир, и, если туда приходит человек извне, он может многое для ребенка изменить просто разговором. Ребенок из обычного диалога бытового может узнать очень много: про то, что в городе бывают пробки, что на работу можно добираться по часу, что надо платить за коммуналку. Невозможно прийти и провести тренинг: Как жить в этом мире? Ни один тренинг не закроет пробелы эти, а вот простое общение, когда оно стабильное, длительное по времени и оно не в учебном классе, где ребенок сразу думает: «так, меня сейчас будут тут обучать», это дает гораздо больший эффект.
-После выпуска в 99% случаев пары продолжают общение. Оно уже меняется, отношения становятся более дружескими. К одной наставнице пришел парень, ее подопечный, увидел, что у нее рабочие собрали неправильно кран, он его разобрал, собрал, правда, с третьего раза, но все работает.
-У нас сейчас в Красноярске 53 ребенка ждут своего наставника. В среднем, в месяц на обучение приходит 10 человек, из них до детей доходят в лучшем случае четверо, а дети в детский дом не перестают поступать. В этом смысле у нас детей, которые ждут, всегда больше. Это наше большое переживание. Мы стараемся искать. Лучше всего, как ни странно, работают объявления на остановках. В 2022 году наставников ищут и для ребят в близлежащих детских домах вне Красноярска – Есаулово, Емельяново, в планах – передача технологии наставничества в НКО Норильска.