Корни этого противоборства уводят нас, кстати, не к Марии Склодовской-Кюри, хотя к ней мы еще вернемся, а в Древний Египет, примерно на 5000 лет назад. Именно там впервые женщина дерзнула выйти за рамки привычного. Имя этой пионерки Мерит-Птах. Она была врачом, специализировалась на акушерстве, лечила травами и негласно считается первой женщиной в науке. Хотя, в последние годы появились ученые-разоблачители (мужчины, хех), которые считают врачевательницу вымышленным персонажем.
Так предположительно выглядела врачевательница Мерит-Птах.
Были далее женщины-ученые и в Древней Греции. Кстати, где-где, а там царило равноправие: дамы могли наравне с великими мужами посещать философские школы, становиться математиками и физиками, постигать другие точные науки. Самой известной ученой той эпохи по праву считается Ипатия из Александрии. Она сконструировала астролябию, дистиллирующий аппарат и создала карту неба. Преподавала Ипатия и философию. Во время религиозного бунта в Александрии ее жестоко убили. Как считают ученые, она не просто "попалась под горячую руку", а пострадала за свои убеждения.
Вымышленный портрет Ипатии Жюля Мориса Гаспара.
Во время "темных веков", когда в принципе практически любая женщина могла оказаться на костре по подозрению в колдовстве, рисковать особо никто не хотел. Вернулась в науку красивая половина человечества спустя 12 (!) веков после убийства Ипатии. И у этого "явления" есть имя - Маргарет Кавендиш (первая женщина-ученый эпохи Возрождения).
Маргарет Кавендиш. Середина 17-го века.
Маргарет стала первой женщиной, которую пригласили наблюдать за экспериментами в Лондонском королевском обществе (в дальнейшем женщин туда не допускали вплоть до 1945 года). Ее труды признавали, но над самой "Безумной Мэдж" откровенно смеялись. Над ее вычурным для того времени стилем в одежде (она его создала сама), над ее верой в права животных и критикой общепринятых укладов.
В 17-18 веках женщины вроде бы и занимались наукой, но оставались в тени мужчин. Тем более, что в их когнитивные способности особо не верили даже самые просвещенные умы тех лет. Великий Жан-Жак Руссо, например, считал, что женщины предназначены природой исключительно для воспитания детей.
Только ближе к началу 19 века женщины начали входить в профессорские составы университетов и публиковаться в серьезных научных изданиях. Ада Лавлейс - первая женщина-программист в мире, Уильямина Флеминг - астроном, открывшая несколько классов звезд и туманностей (некоторые ее открытия, в силу нравов тех лет, присвоили ее научному руководителю).
Уильямина Флеминг
Ну и ХХ век с Марией Склодовской-Кюри, которая (не без труда) "пробила" научное сообщество и стала первой обладательницей Нобелевской премии среди женщин. Это было в 1903 году.
1927 год. V Сольвеевский конгресс «Электроны и фотоны». Фото: Бенжамен Купри, Международный Сольвеевский институт физики и химии, Брюссель, Бельгия / общественное достояние. Мария Кюри - единственная женщина на фото.
Прошло больше века и копилку лауреатов самой престижной ученой премии пополнили еще 50 женщин. За этот же промежуток времени мужчин-обладателей Нобеля мы насчитали более 220 только по физике.
По данным ООН, доля женщин в мировой науке сейчас примерно 33%. Россия в этом смысле, можно сказать, страна равных возможностей, потому как у нас расклад 60/40 в пользу мужчин.
Если брать Красноярск, то у нас все еще феминистичнее.
В Красноярском педуниверситете 60% преподавательского и профессорского состава - женщины. Небольшой перекос в пользу мужчин идет только в Институте физической культуры и Институте математики, физики и информатики. Есть в нашем педуниверситете и классические "женские" направления: филологический факультет и Институт психолого-педагогического образования.
В Аграрном университете тоже, по официальным данным, женщин-ученых и преподавателей больше, примерно 65%. При этом есть в вузе и негласная мужская "вотчина" - Институт инженерных систем и энергетики, женщин там можно пересчитать по пальцам.
В "оплоте" точных наук - СибГУ силы примерно равны. 544 женщины против 504 мужчин-ученых.
В СФУ примерно такая же пропорция 2964 женщин-преподавателей и научных сотрудников против 2747 мужчин.
При всем кажущемся равенстве, в традиционной академической среде место гендерным предрассудкам все-таки есть, особенно это касается фундаментальной науки (квантовая физика, высшая математика), рассказала нам в интервью преподаватель СФУ, кандидат технических наук Людмила Кулагина.
Людмила Кулагина. Фото из личного архива.
По образованию она программист. На ее счету десятки научных статей, монографий, патентов, исследований и международных выступлений. Она знает, если не все, то практически все о промышленной и экологической безопасности. Может рассказать, как с помощью нейросетей решать проблемы "черного неба" и что такое техносферный мониторинг. Но всего этого могло и не быть, вспоминает Людмила:
"Я пришла в науку от противного. Выросла в семье преподавателей и с детства зарекалась повторить путь родителей. Я видела цикличную, однообразную рутину без творческой составляющей. После окончания магистратуры и аспирантуры защитила диссертацию и решила пару лет поработать преподавателем, без долгосрочных планов"
А осталась, кажется, уже навсегда. Хотя прямо с порога института ее и поставили перед нелегким выбором:
"На первом курсе чисто “мужского” факультета преподаватель высшей математики дал понять нам, немногочисленным девушкам, что нам нужно выбрать “быть красивой или учиться здесь”, третьего варианта не было. Пришлось принять правила игры, до сих пор при встрече вспоминаем с одногруппницей именно этот день и фразу, ставшую крылатой"
Людмила замеряет уровень радиации дозиметром в г. Железногорске Фото из личного архива.
Этот случай "вакцинировал" Людмилу перед подобными трудностями и больше она их просто не замечала. Яркая внешность, делится ученая, препятствием к ее научной карьере никогда не была, а в некоторых случаях наоборот помогала расположить к себе людей.
Кроме гендерных стереотипов в обществе гуляет еще один: наука - это скучно и однообразно. С этой догмой Людмила борется лично уже много лет, участвуя в разных научпоп-проектах. Говорит, в современном мире наука недостаточно популяризирована среди молодежи:
"Я бы сказала причина того, что не так много женщин занимается наукой - это отсутствие живого, близкого многим героя/героини, которая занимается научной деятельностью и которой хочется подражать. В Тик-токе и Инстаграме масса женщин-коучеров, путешественниц, кондитеров и прочее. Подросткам сложно выбрать для себя тренд, не имея положительной подпитки. Было бы здорово обнаружить многотысячный аккаунт девушки-кандидата наук, которая легко и доступно рассказывает о науке, процессе поиска решения, постановке задач и результатах исследований. Это как эффект “снежного кома”, когда количество переходит в качество"
Людмила в проекте Science drama. Фото из личного архива.
Людмила мечтает сделать в науке что-то значимое, оставить свой след. Определенные успехи есть уже сейчас, но дальше - больше.
“Мы живем в экологически неблагополучном городе. Красноярск - стабильный антилидер в списках городов с максимальным уровнем загрязнения города. Мечтаю внести свой вклад в изменение этой ситуации, уверена, что наш любимый миллионник может стать не только спортивным, научным и культурным центром, но и городом, в котором безопасно дышать полной грудью"
Свободное от науки время Людмила проводит на SUPе. Фото из личного архива.
Другая наша героиня - Елена Черенёва тоже хочет быть полезной для потомков. И тоже приближается к заветной цели. Елена - кандидат психологических наук КГПУ и директор Международного института аутизма в Красноярске.
Елена Черенёва. Фото из личного архива
Ее специализация - помощь детям с особенностями психического развития. На счету Елены более 200 работ в области диагностики, коррекции и сопровождения детей и взрослых с проблемами в развитии. Но это, если по-научному, а по-простому кандидат психологических наук Черенёва дарит людям счастье и пытается доказать, что последнее совершенно не зависит от уровня интеллекта.
"Моя задача помочь ребенку и его родителю научиться быть счастливыми в тех обстоятельствах, которые сложились, и создать такие условия для них, чтобы человеку было интересно жить эту жизнь"
Елена в науке уже почти 30 лет, сложно поверить, но по этому пути она пошла больше от отчаяния, чем от жгучего желания. Просто не прошла в музыкальное училище (где был конкурс 1,5 человека на место) и поступила в педагогическое (там было 7 человек на место). При этом, вспоминает Елена, первый "звоночек" о том, что наука - это ее, прозвенел еще в детстве.
"Я училась в 4-м классе и увидела по телевизору фильм "Михайло Ломоносов". Это была такая дикая страсть к жизни, к науке, ко всему новому. Меня так это зацепило. Этот фильм заставил меня задуматься о том, как же интересно жить"
С отличием окончив училище, Елена так и не смогла остановиться. Учится по сей день. Говорит, конкретно с проблемой гендерного неравенства не сталкивалась за всю свою карьеру ни разу. Даже в Европе, где ученых-мужчин традиционно больше, ее воспринимали, как равного специалиста.
Фото из личного архива Елены Черенёвой
"Это же классика, что педагог - это образ женщины. Даже если посмотрите на руководство нашего педуниверситета, оно все женское. Гуманитариев женщин просто больше. Вот в технической сфере да, там правят мужчины"
Тем не менее, препятствий на пути к науке было немало, делится Елена.
"Наука это дело не самое денежное, а, если вспомнить 1990-е, когда нам зарплату не платили по полгода... Платили какими-то остатками, у меня на глазах классные учителя ушли торговать на рынок"
Елена не ушла тогда только потому что знала, продавец она никакой. Так в профессии и осталась, несмотря на сложности. Сейчас уверенно может сказать: именно наука сделала ее характер.
Фото из личного архива Елены Черенёвой
Планы на жизнь, как и у нашей первой героини, амбициозные.
"Я хочу создать определенную систему знаний, которая будет полезна для людей. Сейчас я в процессе этого всего. И второе: мне очень хочется, конечно, признания в научном мире. Хочу, чтобы мои труды помогали людям интересно жить, чтобы им хотелось любить, творить и быть счастливыми"