Потерянный грифон, спрятанная метлахская плитка и столетние стекла. Сегодня в рубрике #музейныетайны музей геологии Центральной Сибири GEOS. Он располагается в одном из красивейших зданий Красноярска – бывшей типографии Кохановских. Недавно один из залов, в котором в начале прошлого века был магазин канцелярских товаров, отремонтировали. Во время работ сотрудники музея обнаружили много ценностей, и, несмотря на все трудности, решили их сохранить. Рассказываем о скрытых сокровищах музея, истории здания, в котором он находится и даем краткий ликбез по метлахской плитке. Путешествие в прошлое начинается, пристегните ремни.

Проспект Мира — наше историческое всё. Так было и 100, и даже 200 лет назад, поэтому обилие прекрасных зданий на центральной улице не кажется чем-то удивительным, но среди всех красивостей особняком стоят творения архитектора Владимира Соколовского.

Обилие внешнего декора, помпезные формы и внимание к каждой детали. Пройти мимо и не залюбоваться почти невозможно (если только вы никуда не спешите, конечно).


Так мы залюбовались особняком на Мира, 55. Здание в формах модерна построили в 1908-1909 годах специально для типографии четы Кохановских: Михли Янкелевны и ее мужа Юделя Мееровича Кохановского.

В печатном деле семья, судя по документам, была аж с 1885 года, но своего здания у них сначала не было. И вот, к 1908 Кохановские заказали проект у гражданского инженера Соколовского. По некоторым данным, второй этаж был жилым, а на первом непосредственно была типография и небольшой канцелярский магазинчик.

Юдель Меерович был ссыльным, поэтому газеты он издавал от имени своей жены. С 1907 года в типографии печатали общественно-политическую газету "Красноярец". Газета пользовалась спросом по всей Енисейской губернии. В редакции работали 20 сотрудников. Номера выходили ежедневно, в своих публикациях журналисты затрагивали самые разные темы. В июле 1909, после нескольких судебных разбирательств по поводу критических материалов в газете, "Красноярец" закрыли. Однако на следующий же день редактор Жалудский выпустил ее под названием "Красноярский вестник". Получается, за 100 лет ничего не поменялось.

Также Кохановские издавали еще одну популярную газету "Енисейская мысль". Ее финансировали местные купцы, издание представляло интересы богатой части общества. И снова отметим: за 100 лет ничего не поменялось:) Газета также была ежедневной, в штате трудились 30 человек, были даже собственные корреспонденты в Петербурге и Москве. Солидно.

После революции 1917 года в типографии издавали "Голос народа". Далее было "смутное время" или, как более привычно, Гражданская война. Здесь теряются следы четы Кохановских. О их судьбе ничего неизвестно. Согласно архивным документам, здание их не особо поменяло сферу деятельности (возможно, поэтому оно не пострадало от перепланировок) и с 1924 года мелькает в документах снова, как типография, где издавали "Красноярский рабочий" и как книжное издательство.

С 2020 года в бывшей типографии гостит музей геологии Центральной Сибири GEOS. Кроме зубов и бивней мамонта (которые можно, кстати, потрогать), древних тараканов — трилобитов, невероятных камней со всех уголков света и золотого самородка "Бычья голова" (представляете его размер?) здесь недавно нашли и другие сокровища.

Как это часто бывает в подобных исторических зданиях, нашли, можно сказать, случайно. В конце прошлого года в одном из залов затеяли ремонт. В советские годы в доме располагалось книжное издательство и помещения первого этажа пережили планировку. Так, например, появилась стенка-новодел, которую при нынешнем ремонте решили убрать и восстановить историческую арку.

Оконные рамы в здании родные. Их не стали менять при реставрации, а просто очистили от слоев краски, рассказывает пресс-секретарь музея Ольга Ермакович.
—Рамы тяжелейшие, из настоящей сосны, в них, кстати, вставлены «те самые» родные стекла. Благодаря специальной пропитке, дерево нисколько не изменилось, не растрескалось, не раскрошилось за столько лет. А петли, которые видел еще сам Владимир Александрович Соколовский, ни на каплю не повело.




Самая главная находка ремонта была впереди, когда сняли линолеум. Под ним оказалось реальное сокровище — настоящая метлахская плитка.
—Самое большое открытие, которое случилось во время ремонта: на большой части прямоугольного помещения в отличной сохранности открылась метлахская плитка. Сейчас мы вынуждены закрыть ее линолеумом: работы по восстановлению пола очень дорогостоящие. Но в будущем надеемся, что такое сокровище все-таки удастся открыть взгляду наших драгоценных гостей.

А теперь обещанный мини-ликбез по метлаху
Родиной этой знаменитой плитки считается немецкий городок Метлах, но технология ее изготовления стала такой популярной, что вскоре разошлась по всей Европе, а затем перекочевала и в Россию. Первоначально метлахская плитка украшала наши дворцы, затем "вышла в массы" и стала неотъемлемой частью интерьеров частных особняков и общественных зданий. О легендарности метлаха говорит, например, тот факт, что она украшала залы Титаника, ее не так давно подняли со дна океана.

Познакомиться с сокровищами бывшей типографии и нынешнего GEOS можно абсолютно бесплатно. Музей работает в будние дни:
- понедельник, вторник, среда, пятница: 10.00-16.30;
- четверг: 12.00-19.30.
Экскурсии и посещение музея абсолютно БЕСПЛАТНЫ, но по предварительной записи по телефону (391) 252-29-46.