Потерянный грифон, спрятанная метлахская плитка и столетние стекла. Сегодня в рубрике #музейныетайны музей геологии Центральной Сибири GEOS. Он располагается в одном из красивейших зданий Красноярска – бывшей типографии Кохановских. Недавно один из залов, в котором в начале прошлого века был магазин канцелярских товаров, отремонтировали. Во время работ сотрудники музея обнаружили много ценностей, и, несмотря на все трудности, решили их сохранить. Рассказываем о скрытых сокровищах музея, истории здания, в котором он находится и даем краткий ликбез по метлахской плитке. Путешествие в прошлое начинается, пристегните ремни.
Проспект Мира — наше историческое всё. Так было и 100, и даже 200 лет назад, поэтому обилие прекрасных зданий на центральной улице не кажется чем-то удивительным, но среди всех красивостей особняком стоят творения архитектора Владимира Соколовского.
Так выглядел самый знаменитый архитектор Красноярска Владимир Александрович Соколовский, знакомьтесь. На его счету: Дом Офицеров, главный корпус Аграрного университета на Мира, красивейший особняк Веры Гадаловой (сейчас там художественный музей Сурикова), дом Зельмановича (Сурикова,19), Главпочтамт... и это только начало списка.
Обилие внешнего декора, помпезные формы и внимание к каждой детали. Пройти мимо и не залюбоваться почти невозможно (если только вы никуда не спешите, конечно).
Бывший особняк Веры Гадаловой. Сейчас там филиал музея Сурикова. Современный адрес Парижской Коммуны, 20. Фото: музей Сурикова
А это про внимание Соколовского к деталям. На особняке Веры Гадаловой (она на фото слева) есть несколько маскаронов (один из них на фото справа) по легенде на нем изображена хозяйка особняка. Фото: krasplace.ru
Так мы залюбовались особняком на Мира, 55. Здание в формах модерна построили в 1908-1909 годах специально для типографии четы Кохановских: Михли Янкелевны и ее мужа Юделя Мееровича Кохановского.
Музей GEOS — бывшая типография Кохановских. Фото: СибРепорт
В печатном деле семья, судя по документам, была аж с 1885 года, но своего здания у них сначала не было. И вот, к 1908 Кохановские заказали проект у гражданского инженера Соколовского. По некоторым данным, второй этаж был жилым, а на первом непосредственно была типография и небольшой канцелярский магазинчик.
Так выглядело здание почти сразу после постройки. Обратите внимание на скульптуру грифона наверху по центру. Предположительно ее убрали в 1960-х, во время "борьбы с архитектурными излишествами". Фото: krasplace.ru
Юдель Меерович был ссыльным, поэтому газеты он издавал от имени своей жены. С 1907 года в типографии печатали общественно-политическую газету "Красноярец". Газета пользовалась спросом по всей Енисейской губернии. В редакции работали 20 сотрудников. Номера выходили ежедневно, в своих публикациях журналисты затрагивали самые разные темы. В июле 1909, после нескольких судебных разбирательств по поводу критических материалов в газете, "Красноярец" закрыли. Однако на следующий же день редактор Жалудский выпустил ее под названием "Красноярский вестник". Получается, за 100 лет ничего не поменялось.
Первая полоса "Красноярца", 1907 год
Также Кохановские издавали еще одну популярную газету "Енисейская мысль". Ее финансировали местные купцы, издание представляло интересы богатой части общества. И снова отметим: за 100 лет ничего не поменялось:) Газета также была ежедневной, в штате трудились 30 человек, были даже собственные корреспонденты в Петербурге и Москве. Солидно.
Первая полоса "Енисейской мысли", 1913 год
После революции 1917 года в типографии издавали "Голос народа". Далее было "смутное время" или, как более привычно, Гражданская война. Здесь теряются следы четы Кохановских. О их судьбе ничего неизвестно. Согласно архивным документам, здание их не особо поменяло сферу деятельности (возможно, поэтому оно не пострадало от перепланировок) и с 1924 года мелькает в документах снова, как типография, где издавали "Красноярский рабочий" и как книжное издательство.
Дом Кохановских, 1980-е. Фото: NAOV.ru
С 2020 года в бывшей типографии гостит музей геологии Центральной Сибири GEOS. Кроме зубов и бивней мамонта (которые можно, кстати, потрогать), древних тараканов — трилобитов, невероятных камней со всех уголков света и золотого самородка "Бычья голова" (представляете его размер?) здесь недавно нашли и другие сокровища.
Зуб мамонта из музея GEOS. Фото: СибРепорт
Как это часто бывает в подобных исторических зданиях, нашли, можно сказать, случайно. В конце прошлого года в одном из залов затеяли ремонт. В советские годы в доме располагалось книжное издательство и помещения первого этажа пережили планировку. Так, например, появилась стенка-новодел, которую при нынешнем ремонте решили убрать и восстановить историческую арку.
Восстановленная историческая арка. Фото: GEOS
Оконные рамы в здании родные. Их не стали менять при реставрации, а просто очистили от слоев краски, рассказывает пресс-секретарь музея Ольга Ермакович.
—Рамы тяжелейшие, из настоящей сосны, в них, кстати, вставлены «те самые» родные стекла. Благодаря специальной пропитке, дерево нисколько не изменилось, не растрескалось, не раскрошилось за столько лет. А петли, которые видел еще сам Владимир Александрович Соколовский, ни на каплю не повело.
Родные рамы с родными стеклами столетней давности. Фото: GEOS
Еще немного "внутренностей" бывшей типографии Кохановских. На первом этаже была планировка, но, как утверждают архитекторы, незначительная. Фото: GEOS
Дверная ручка передает вам привет от Кохановских, она ровесница здания. Фото: GEOS
И прекрасная кованая лестница. Фото: GEOS
Самая главная находка ремонта была впереди, когда сняли линолеум. Под ним оказалось реальное сокровище — настоящая метлахская плитка.
—Самое большое открытие, которое случилось во время ремонта: на большой части прямоугольного помещения в отличной сохранности открылась метлахская плитка. Сейчас мы вынуждены закрыть ее линолеумом: работы по восстановлению пола очень дорогостоящие. Но в будущем надеемся, что такое сокровище все-таки удастся открыть взгляду наших драгоценных гостей.
Метлахская плитка в музее GEOS. Фото: GEOS
А теперь обещанный мини-ликбез по метлаху
Родиной этой знаменитой плитки считается немецкий городок Метлах, но технология ее изготовления стала такой популярной, что вскоре разошлась по всей Европе, а затем перекочевала и в Россию. Первоначально метлахская плитка украшала наши дворцы, затем "вышла в массы" и стала неотъемлемой частью интерьеров частных особняков и общественных зданий. О легендарности метлаха говорит, например, тот факт, что она украшала залы Титаника, ее не так давно подняли со дна океана.
Метлахская плитка на полу старейшего железнодорожного вокзала в России (Витебский вокзал, Санкт-Петербург). Фото: sobaka.ru
Познакомиться с сокровищами бывшей типографии и нынешнего GEOS можно абсолютно бесплатно. Музей работает в будние дни:
- понедельник, вторник, среда, пятница: 10.00-16.30;
- четверг: 12.00-19.30.
Экскурсии и посещение музея абсолютно БЕСПЛАТНЫ, но по предварительной записи по телефону (391) 252-29-46.