Новости

"Наконец-то помаленьку узнают, что я такое..."

В этот день в 1799 году начался переход русских и австрийских войск под командованием Александра Суворова через Швейцарские Альпы. Событие это было беспрецедентное: ни до, ни после никто не совершал этого в зимнее время. Этот героический переход нашел отражение в творчестве красноярского художника Василия Сурикова. Вместе с музеем-усадьбой Сурикова мы подготовили арт-ликбез по его картине «Переход Суворова через Альпы». Как рассматривали полотно солдаты, кого Суриков никак не мог отправить в пропасть, и за что картину ругал Лев Толстой? Читаем в этом материале.

Факт 1. Презентация картины совпала со столетием события, в 1899 году. Свой шедевр Суриков готовил четыре года. Размер холста 495х393.

Факт 2. При подготовке полотна Василий Иванович ездил в Альпы и вот как он это описывал своим современникам:

-Я ездил в Альпы и зарисовал место перехода с натуры. Какой там ужас! Не верится как-то, чтобы даже Суворов мог перейти в этих местах Альпы".

-Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает.

-Ну, вот мы и в Швейцарии. Гор, брат, тут поболее, чем у нас в Красноярске. Пишу этюды для картиныТолько дорого в отеле жить. Платим по 6 рублей в день со всех. Вот как дуют. Я все хожу в горы писать этюды. Воздух, брат, отличный! Как в горах у нас в Сибири. Англичан туристов пропасть на каждом шагу. Льды, брат, страшной высоты. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит какая-нибудь глыба рассыпалась. Эхо бесконечное.

Факт 3. Первым о том, что Суриков трудится над новой картиной, узнал его брат Александр из письма.

-Я задумал новую картину писать. Тебе скажу под строжайшим секретом: "Переход Суворова через Альпы". Должно выйти что-то интересное. Это народный герой. 

Факт 4. Журналисты никак не могли запомнить название картины. Сурикова это не расстраивало,
 а даже забавляло, об этом он тоже писал в письмах своему брату Александру:

-Работаю каждый день. Выходит картина, кажется, ничего, ладно. В газете "Новости дня" пишут, что работаю картину "Суворов Варшаву берет". Ну, и пусть, если не знают, так я даже и рад. Там же в приложении помещен и мой портрет в числе других. Пиши, Саша, чаще.

Фрагмент одного из писем Сурикова брату

Факт 5. Эта единственная картина Сурикова из его исторического цикла, где нет женщины. Хотя есть еще "Степан Разин", но там изначально женщина была, правда, Василий Иванович ее утопил...Суриков представлял это полотно на выставке в Москве в 1906 году. По какой-то причине практически все зрители ожидали увидеть сцену с княжной и донимали художника вопросами. Василий Иванович отвечал; "Нет на полотне княжны". Людей такой ответ не устроил, тогда красноярец придумал кое-что поостроумнее: 

-Видите круги на воде? - говорил он, показывая на круги от весла. - Вон там она, бедняжечка.

Зрители таким ответом остались довольны.

"Степан Разин", 1906 г.

Факт 6. Один персонаж никак не поддавался кисти мастера. Об этом он рассказал коллеге по "цеху" Михаилу Рутченко:

-Когда, не помню, ехал я через Москву, был у В. И. Сурикова. В Москве как раз была Передвижная выставка. На выставке стояла картина "Переход Суворова через Альпы". Мы отправились с ним вместе на выставку. Говоря о картине, Суриков обратил мое внимание: "Посмотрите на этого старого казака, испытанного в боях. Дрогнул. Страшно. Крестится и ринется в пропасть, как и тот солдат, который уже летит туда. Я долго бился над этим солдатом. Не летит в пропасть, да и только, а когда я неестественно поднял его локти вверх, -полетел...Приходится иногда утрировать, чтобы добиться нужного впечатления.


Факт 7. Художник-баталист Верещагин и писатель Лев Толстой критиковали картину за обилие "ляпов". По замечаниям Толстого, лошади никогда не горячатся так перед обрывом, съезжать с горы с оголенными штыками солдаты бы не стали. "Как я обойдусь без сияния русского оружия", - возразил Суриков, и оголенные штыки оставил. Вот еще одна его цитата по этому случаю:

-В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так. Суть-то исторической картины - угадывание. Если только сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать.

Факт 8. По полотну Сурикова солдаты изучали историю. Художник Яков Данилович Минченков вспоминал:
Этюд к картине. Сейчас изображение хранится в хранилище музея-усадьбы Сурикова

-Рассматривали солдаты картину своеобразно. Стояли к громадному полотну почти вплотную. Кто-то упирался глазами в кусок скалы, другому доставался сползающий солдат, третьему копыто лошади Суворова – кто перед чем оказался.

Унтер объясняет: «Смотри, ребята! Помнишь, как их благородие поясняли? Вверху француз живёт, пониже итальянец, а посередке швейцар. Тут на нашего генералиссимуса Суворова француз наседал, а он от него отбивался на этом самом месте со всей славой русского оружия за веру, царя и отечество. Смотри, запоминай, чтоб не проштрафиться, когда опрос будет. Налево кругом!». И ушли.

Факт 9. Картину в коллекцию купил сам император Николай II. Из письма Сурикова брату:

-Бог благословил мой труд. Государь приобрел моего "Суворова" за 25 тысяч. Больше я не хотел назначить. Тоже важный факт. Хочу порадовать тебя: на пасхе мне пожалован орден св. Владимира 4-й степени за "Суворова" и "Ермака" (как мне передавали). Высочайший приказ (по министерству императорского двора) о награждении вышел на 3-й день пасхи и мне уже прислали и орден. Кроме того, я на днях получил от французского правительства приглашение о том, что в Люксембургский музей в Париже желают приобрести что-нибудь из моих картин из русской истории и восхваляют мой патриотизм. Наконец-то помаленьку узнают, что я такое...

Факт 10. Увидеть это чудо можно в Русском музее в Санкт-Петербурге. 

Всем культур!