Многочисленные опросы на улицах показывают: всё-таки Александр Сергеевич — наше все. 80% людей на вопрос о любимом писателе, не задумываясь, называют Пушкина. Мы решили поговорить о литературе с теми, для кого она стала неотъемлемой частью жизни — с учителями. Три героини, с детства мечтающие преподавать литературу. Три автора, навсегда оставшиеся в их сердцах. Три душевных истории, после прочтения которых, вы точно захотите пополнить свою библиотеку.
Светлана Геннадьевна Семенова и "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл
Школа № 44 Стаж работы 24 года
Путь к литературе
Я еще в школе решила, что буду учителем, вот прямо в первом классе, правда, тогда я хотела быть математиком, а потом в нашей жизни появилась Лидия Васильевна и все померкло. Мне настолько нравилась эта учительница, буквально все в ней: как она одевается, как ходит, как рассказывает о путешествиях, о литературе и героях произведений. После школы у меня не было мук выбора, куда пойти получать высшее образование, пошла по стопам Лидии Васильевны и вернулась потом в свою же школу преподавать.
Про "Унесенные ветром"
Раньше, чтобы получить книгу, нужно было сдать макулатуру, взять талон… Сложно было с книжками, я не помню уже, как она попала мне в руки, я была тогда еще подростком, но она меня очень сильно зацепила. Было чувство: люблю, а за что не знаю. Просто очень понравилась. Сильная книга, о сильной женщине, которая не знает границ, не хочет следовать условностям, отходит от норм, она ищет себя. В этом произведении есть все – любовь, горе, счастье, война. Это роман о жизни обычной женщины, которая хочет любви и счастья, как я, как вы, как все.
Скарлетт О’Хара не идеальна, но меня в ней привлекает невероятное желание жить. Она просто хочет жить, любить, радоваться, ищет себя. Она учит не отчаиваться. Ее крылатая фраза, которая сейчас очень популярна: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра». Когда я была помладше, мне казалось это некой беспечностью, а на самом деле это такая мудрость – не надо принимать решений на горячую голову, не надо отчаиваться.
В русской литературе есть роман «Тихий Дон» Шолохова, там главный герой – Григорий Мелехов проходит Гражданскую войну, он мечется между белыми и красными, он теряет почти все, но все-таки возвращается к жизни. В какой-то степени Скарлетт О’Хара – это его женский образ. Она тоже прошла войну, сложный жизненный путь. Война, которая описана в этой книге, она разрушает людей, ломает судьбы. Героиня, несмотря на все это, не отчаялась и нашла себя.
Когда тошно совсем, вспоминаю, что нельзя раскисать, что никто кроме тебя себе не поможет, этому научила меня эта книга. Перечитываю часто, фильм смотрю, экранизацию 1939 года.
В школьной программе Маргарет Митчелл, к сожалению, нет. У нас в принципе не очень много зарубежной литературы. Того же Диккенса, Джека Лондона, Сидни Шелдона, Драйзера дети не знают. То, что Маргарет Митчелл нет в программе – большое упущение. Ведь Скарлетт О’Хара – во многом пример для девочек. Литература – это про жизнь, я всегда детям говорю, что литературу мы изучаем, чтобы себя оградить от таких же ошибок, чтобы что-то взять хорошее от героя.
Послесловие
Я люблю свою работу, люблю общаться с детьми, они учат меня жить, быть современной. Мне нравится, когда заканчивается урок, а они не уходят. Эти минуты на перемене самые откровенные.
Галина Сергеевна Баранова и "Экспонат №" Бориса Васильева
Школа №137 Стаж работы 43 года
Путь к литературе
У меня были две старшие сестры, у нас дома всегда были книги. Когда я училась в первом классе, мне попалась «Капитанская дочка». Я тогда совершенно в ней ничего не поняла, но мне очень понравилось произведение и его герои, я хотела дождаться того момента, когда я смогу понять суть. Потом у нас была прекрасная учительница Надежда Алексеевна, она подготовила меня к этой профессии, так что учителем русского языка я захотела стать еще в школе.
Про любимое произведение
Вообще я люблю все, что есть в школьной программе, честно. Ведь каждое произведение – решение какой-то проблемы. Но одно произведение прямо в самое сердце – это Борис Васильев "Экспонат №".
Это очень маленькое произведение, я прочитала его лет 12 назад впервые, когда сменила школьную программу. В ней я его и увидела и очень удивилась, что раньше не знала его. "Экспонат №" проходят в седьмом классе. На произведение это дается 2-3 урока, но я стараюсь побольше о нем поговорить. Ведь дети, в силу возраста, не всегда совершают обдуманные поступки.
В этом произведении показана жизнь вдовы, которая одна воспитала сына, в первые дни Великой Отечественной ее восемнадцатилетнего Игорька забрали на фронт. Он погиб почти сразу. Мать успела получить от него единственное письмо, а еще было письмо от его фронтового друга, в котором он выражал соболезнования. Эта женщина 40 лет жила только этими письмами. 40 лет перед сном она читала эти письма.
Потом к ней пришли ребята и попросили передать эти письма, мотивируя это тем, что она старая, скоро умрет, а письма пригодятся в школьном музее. Письма женщина не отдала, но эти ребята выкрали их. В итоге в школьном музее места для этих писем не оказалось, его положили в хранилище, подписали «Экспонат №» и все. А та женщина умерла, когда поняла, что письма эти украли. Для нее это уже была окончательная потеря сына.
Я, как мама сына, очень понимаю эту женщину, разделяю ее чувства. Я стараюсь это произведение дать так, чтобы затронуть души подрастающего поколения, чтобы ребята понимали, что память надо хранить и что один необдуманный поступок может обернуться настоящей трагедией для кого-то. И, знаете, у меня это получается, многие ребята потом это произведение помнят, приводят его в качестве примера в сочинениях, обращаются к нему. Дети проникаются этой болью, понимают ее и осуждают поступки своих сверстников. Бывает, что на обсуждении этого произведения плачем. Но есть дети, которые не проникаются. Помню девочку, которая никак не могла понять, зачем эта женщина ежедневно перечитывала письма, она же знала, что он погиб и больше не придет.
Послесловие
Работать вполсилы в школе нельзя. Всю жизнь я на этом месте. Очень люблю свой труд, литературу и детей. Профессионально я счастлива. Я не считаю себя какой-то особенной, просто работаю. Вот уже 43 года.
Алевтина Дмитриевна Кондрашина и Эдуард Асадов
Школа №16 Стаж работы 40 лет
Путь к литературе
Учителем я решила стать еще в начальной школе. У меня бабушка когда-то преподавала, учительница первая моя тоже была прекрасная Лидия Ивановна. Она нам дала очень многое, привила любовь и к чтению, и к истории. Потом была учительница литературы тоже прекрасная у нас, тогда я уже точно определилась с профессией.
Читать я любила всегда, у нас была дома большая по тем временам библиотека. После десятого класса я решила поступать, но конкурс был очень большой и с первого раза я не поступила. Поработала вожатой, а на следующий год уже стала студенткой филологического. Училась заочно, работала в школе. С 1982 года я преподаю. В этом году у меня сразу несколько юбилеев: 35 лет в одном кабинете, 40 лет в одной школе и мне 65 лет.
Про любимого автора
Авторов любимых много, но Асадов со мной уже на протяжении 50 лет. В моей молодости у нас были песенники. Мы переписывали песни в тетрадки, рисовали картинки к ним и туда же записывали стихи, у кого-то из подружек я переписала первое стихотворение Асадова. Это была «Трусиха».
Шар луны под звездным абажуром Озарял уснувший городок. Шли, смеясь, по набережной хмурой Парень со спортивною фигурой И девчонка - хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора, Парень, между прочим, рассказал, Как однажды в бурю ради спора Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем, Как швыряла молнии гроза. И она смотрела с восхищеньем В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо: - Я бы там от страха умерла. Знаешь, я ужасная трусиха, Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно, Притянул девчонку не спеша И сказал:- Ты просто восхитительна, Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял И поцеловал. Качался мост, Ветер пел... И для нее сегодня Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой Шли вдвоем сквозь спящий городок Парень со спортивною фигурой И девчонка - хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света, В тень акаций дремлющих вошли, Два плечистых темных силуэта Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки! Путь закрыт, и никаких гвоздей! Кольца, серьги, часики, деньжонки - Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы, Наблюдал, как, от волненья бурый, Парень со спортивною фигурой Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом, Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза! Что надулась?! - И берет со смехом Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты: Девушка беретик сорвала И словами:- Мразь! Фашист проклятый!- Как огнем детину обожгла.
- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок! Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!- Голос рвется, яростен и звонок: - Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство - стенка ожидает. Ну, а коль от раны упаду, То запомни: выживу, узнаю! Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо. Тот смешался:- Ладно... тише, гром...- А второй промямлил:- Ну их к черту! - И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу Выбравшись, шагал наискосок И смотрел задумчиво и строго Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой Шли, чуть слышно гравием шурша, Парень со спортивною фигурой И девчонка - слабая натура, "Трус" и "воробьиная душа".
В этом стихотворении ведь целая жизнь, понимаете? У Асадова все такие произведения. Этот автор очень близок подросткам с 13 лет, когда приходит первая любовь. Его сборники просто кладезь для юношеских душ.
Я росла вместе с Асадовым. У него не только ведь про первую любовь стихи, у него очень много о войне, он мальчишкой прошел войну, много пережил, потерял зрение, ему было всего 20 лет, когда он ранение получил, операции никакие не помогли и он совсем ослеп. После всего этого он нашел в себе силы, освоил азбуку Брайля, окончил литературный институт. После окончания он выпустил свою первую книгу, его приняли в Союз писателей, а это о многом говорит. Стихи у него очень глубокие, перечитывая их время от времени, находишь что-то новое для себя.
Эдуард Аркадьевич приезжал в Красноярск во второй половине 1970-х, в Доме Офицеров был его творческий вечер, он читал стихи и рассказывал, как их пишет. У него было прекрасное чувство юмора, встреча была запоминающейся, я, конечно, не могла это пропустить. Что почувствовала? Уважение к человеку, который вышел на сцену с черной повязкой на глазах, понимая, что он прошел войну, нас защищал и нашел силы жить дальше. Так смогли не все.
Асадова нет в школьной программе, это незаслуженно, у него очень хорошие стихи, в них можно найти много чего: и о природе, и о любви, и о Родине. В конце четверти бывает, что произведение закончили, а новое начинать нет смысла, вот иногда на таких литературных минутках я читаю своим детям Асадова. Самое мое любимое «Падает снег».
Падает снег, падает снег - Тысячи белых ежат... А по дороге идет человек, И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека - обида и боль, В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда - Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска - Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти Какой-то там этикет, Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег, По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек, И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути, Пусть вздрогнет в душе звонок, Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди!
Это стихотворение было написано в 1960-х, но актуально и сейчас. Очень много мы не замечаем рядом с собой, мы ушли в себя, внутрь, а то, что нас окружает, мы часто пропускаем, а Асадов призывает к тому, чтобы мы оглянулись вокруг и помогли. Не надо никаких денег, а просто подойти, помочь и взять за руку.
Послесловие
Я нашла свое счастье в своем деле. Для меня счастье, что ученики узнают меня на улице. Мое счастье в них. Многие подбегают ко мне, уже имени не помню, а они узнают и говорят, что я совершенно не изменилась. Разве это не счастье?