Новости

Полвека под куполом. Красноярскому цирку 50 лет. Репортаж о прошлом, настоящем и, конечно, будущем.

Космос, балет и цирк. Три визитные карточки Советского Союза 1960-1970-х. Пока Титов и Гагарин бороздили просторы Вселенной, а Большой театр переживал свой «золотой век», в СССР создавали настоящую цирковую империю. Как и все большевистские стройки, эта шла с размахом. В стране почти единовременно возвели 38 стационарных цирков вместимостью от 1400 до 3400 человек. Наш распахнул двери 18 декабря 1971 года. И предшествовало этому ЧП.


  • Про голубой огонек и железную музу Красноярска Татьяну Восходову

Отмотаем на пару лет назад и очутимся в Красноярске 1968 года. На Красной площади стоит, покосившись, деревянное шапито. На носу 50-летие советского цирка, в город должна приехать труппа именитых артистов. Для соблюдения техники безопасности нужно было пропитать здание специальным составом, чтобы во время выступления ничего не загорелось. Пожарные работали весь день, а когда уехали, по стене пополз голубой огонек (позже выяснилось, что снаружи кто-то окурок выбросил). И все это на глазах Татьяны Георгиевны Восходовой, ответственной за организацию юбилея цирка в Красноярске. Женщина, говоря современным языком, «психанула» и отправилась в администрацию. Заключением секретаря горкома Павла Федирко стало короткое: «Будем строить новый цирк».

В Союзгосцирке городу дали ссуду на проект. Красноярцы настолько «воцирковились», что кредит за строительство закрыли за первые три года.

Татьяна Восходова с супругом. Фото krasopera.ru


Справка: Татьяна Георгиевна Восходова – жена циркового артиста, приехавшего в Красноярск по распределению, сама играла в любительской труппе драмтеатра. После Великой Отечественной стала первым директором ансамбля песни и танца Сибири. Возглавляла после и Центральный парк, в годы ее руководства его признали лучшим парком страны (из 800!). Была первым директором красноярского цирка, работала в театре музыкальной комедии и стояла у истоков оперного.


  • Летающая тарелка правобережья

Красноярский цирк хоть и строили по типовому проекту, получился он все равно особенный. В других городах стояли так называемые «гайки» – шестигранные конструкции, а наш усилиями местного градостроительного светила Виталия Орехова превратили в инопланетный корабль.

Типовой проект №264-11-1 ("шестигранник"). Разработан ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева

Из воспоминаний Алексея Курешова, бывшего в те годы председателем горисполкома и курировавшего строительство цирка:

«Предварительно я просмотрел в нескольких городах подобные сооружения. В Иркутске, например, это типовое здание — шестигранник. В Новосибирске — не типовое, довольно сложное по замыслу архитектора сооружение, но неудобное для работы артистов, особенно акробатических жанров. Конструкция там получилась настолько «жидкая», что во время работы воздушных гимнастов купол словно ходуном ходил»

Красноярский цирк, 1972 год. Фото из группы во ВКонтакте "Красноярск нашего детства"

Основу красноярского купола сделали более «выносливой» и способной выдержать любые представления гимнастов, а их за полвека было немало. Наша арена видела всех именитых артистов советского цирка. Олег Попов, Юрий Никулин, Карандаш…и другие всем известные с детства имена. Фотографии с их автографами до сих пор бережно хранят в цирке.

Дрессировщики Владимир и Людмила Шевченко. Фото из архива Александра Рыжова

Казалось бы, за 50 лет чего только не накопилось в архиве, но последний загадочным образом исчез. В каком направлении ушли бесценные документы и фото – неизвестно, но в 2015 году, когда директором стал Александр Рыжов (по сей день возглавляет цирк) найти он ничего так и не смог. В скромном запасе маленького «музея» есть пара юбилейных программок, несколько фото и пригласительный на первое представление.


Приглашение на одно из первых представлений красноярского цирка. Фото из архива Александра Рыжова


Программа первого представления красноярского цирка. Фото из архива Александра Рыжова

Дрессированные медведи и козы, воздушные гимнасты Смирнов и Ступина, эквилибристы и танцы на проволоке, вот что увидели красноярцы впервые на манеже нашего цирка. Конечно, это был праздник для жителей города, как и последующие представления.

  • «Невоцирквлённый»

Система цирка – это такой вечный двигатель. С программой в каждом городе артисты находятся по 2 месяца:

«Мы их разгружаем, принимаем. Артистов в гостиницу, животных в служебные помещения, ветеринары осматривают, порядка 20 представлений каждая программа дает в городе. Далее, когда гастроли заканчиваются, мы их опять упаковываем и отправляем в следующий город. Специфика работы цирковых артистов очень отличается от любого другого направления искусства. Это, как правило, династии, «люди, родившиеся в опилках», как говорят, и гастролируют они семьями. С ними переезжают и дети, в каждом городе они устраиваются в школу и после окончания, у них в каждом городе есть одноклассники», – объясняет специфику работы директор красноярского цирка Александр Рыжов.

Александр Рыжов. Директор красноярского цирка с 2015 года по настоящее время

Это сейчас Александр Владимирович легко козыряет цирковыми понятиями и запросто объясняет, как тут все устроено. В 2015 году, когда его пригласили на должность директора, он был далек от «законов манежа». Науку «как советский цирк умеет делать чудеса» Александру пришлось постигать почти с нуля:

«До этого я занимался 20 лет организацией гастролей федеральных звезд и зарубежных, также организацией выставок. Тут много общего. Все-таки главная задача цирка – это наполнить залы, чтобы программа была хорошая и зритель благодарный. Много общего, но с другой стороны другая специфика. Пришлось изучать, окунаться в эту среду и довольно быстро, примерно за год цирк влюбил в себя, потому что я не знаю другого такого искусства, где люди настолько самоотверженны»

Самоотверженным пришлось стать и новому директору. Все эти годы (на тот момент 45 лет) цирк ни разу капитально не ремонтировали, здание «устало». Накопились огромные долги перед налоговой и подрядчиками. В эпоху, где у каждого человека есть свободный доступ к интернету, а космические зонды ищут жизнь на Марсе, в красноярском цирке билет на представление продавала одна бабушка-кассир.

«Первое, что я сделал - подключил билетных операторов, и зрители смогли покупать билеты через интернет и в пунктах продажи в торговых центрах. Это повысило эффективность продаж и стало удобно для зрителя. Ведь многие до кассы просто не доходили, даже если представление было интересное»

Здание красноярского цирка незадолго до ремонта. Фото circus-krasnoyarsk.ru

Первый год, вспоминает директор, был самым сложным. Было даже, просил его уволить, но потом все потихоньку стало налаживаться. Для полного счастья оставалось добиться капитального ремонта, что оказалось совсем непросто.

  • Спасибо Универсиаде

Хоть цирк, очевидно, нуждался в обновлении, в аварийном состоянии он не был, а, значит, экстренно отремонтировать его было нельзя. Некоторые другие арены системы Росгосцирка были в более плачевном виде.

Помогла Универсиада-2019. Цирк поставили в ее культурную программу. Амбиции были все успеть «до», но не получилось. 14 апреля 2019 года на арене прошло последнее выступление. Главными звездами на манеже были гигантские морские львы.

Афиша последнего представления в красноярском цирке. Фото circus-krasnoyarsk.ru

«Чувства смешанные были, с одной стороны грустно, ты понимаешь, что теперь долгое время не увидишь и зрителя в креслах, и артистов в манеже. С другой стороны, это настолько долгожданный был для меня момент и личная победа, что цирк закрывают на ремонт, и обратной дороги нет. Я помню, когда зашел генподрядчик и начал обносить забором цирк, я купил бутылку коньяка и прямо отпраздновал», – вспоминает Александр Рыжов, не пропустивший, кстати, за годы правления ни одного (!) выступления.

Праздничный настрой сбило всем известное обстоятельство, которое уже и вслух произносить не хочется, но внесём ясность – в график работ вмешалась пандемия.

  • Новые реалии и время подумать

Но пока вернемся в допандемийные времена и вспомним про гонения на цирки и инициативу общественников о запрете животных на арене. Зоозащитники в качестве аргумента показывают видео с избиением зверей дрессировщиками, все это, уверен Александр Рыжов – «бродячие артисты». В системе такое просто невозможно:

«Это все точно не в системе Росгосцирка. В цирк не попадают животные из природы. Бывает такое крайне редко. Специально никто их не отлавливает и не загоняет их в цирк. Очень много животных, которые родились уже в цирке: тигры, львы, другие. И это уже давно доказано даже ветеринарными службами, что животные в зоопарках и цирках живут дольше, чем нa воле. И это понятно, в том же цирке для них специально разработан рацион. За ними следят ветеринары, и если животное заболевает, ему оказывается правильная помощь. Есть еще другой момент, что животные в цирке уже не совсем животные, а артисты и они точно также скучают без представлений, без зрителя, не говоря уже о дрессировщиках, которые для них и мама, и папа. Поверьте, за 6 лет, что я в цирке, я даже представить себе не могу, чтобы дрессировщик, который с бутылочки молоком кормит зверят, когда они их вырастили и несколько лет обучали, и чтобы они причинили вред? Это невозможно»

С животными или без (но скорее «с») будет красноярский цирк будущего, но пока он за забором. Окна без стекол печально ждут зрителей, рабочих на стройке не видно несколько месяцев. Красноярцы уже даже начали строить догадки, мол, снесут цирк и поставят там очередной торговый центр, но…спокойно. Сейчас идут работы на невидимом фронте.

Красноярский цирк сейчас

За годы, что тянется ремонт, поменялись требования к содержанию животных и пожарной безопасности, отсюда и корректировка проекта. Пандемия = сбившиеся сроки по поставкам материалов, удорожание буквально всего. Как итог, сдвиг дат, но это даже хорошо, признался директор:

«Нам удастся доделать то, что мы хотели. Внести новшества какие-то. Будем изменять гребёнку, где находятся зрительские кресла, чтобы увеличить расстояния между ними и сделать их более комфортными для зрителя. Это большой комплекс работ. Намерены изменить внутренний дизайн-проект. Им мы не совсем довольны. Если фасад и внешний образ цирка не вызывали сомнений, то внутренний дизайн – там есть с чем поработать. Сейчас как раз есть время, когда можно «причесать» всё и сделать, как мы и хотели, лучший региональный цирк»

Так по проекту будет выглядеть обновленный красноярский цирк

В «лучшем региональном» будет все: удобные сидения, светлое фойе, кафе, новые коммуникации, современное световое и звуковое оборудование и даже солярий для лошадей. Когда? По самым свежим и оптимистичным подсчетам это декабрь 2022. Какая программа распахнет дверь в новую жизнь, предугадать сложно. Гастрольный график настолько далеко не составляют, но мысли на этот счет у директора все же есть:

«Мне нравится программа Багдасаровых, был бы рад, если бы их программа открыла. Безусловно, я бы хотел, чтобы на открытии выступил Анатолий Сокол, его программа самая современная и зрелищная, которую я видел в системе Росгосцирка»

Хочется верить, что не только советский, но и российский цирк умеет делать чудеса, и ровно через год мы все встретимся на манеже.